СБОРНИК "ORANGE SONGS - UKRAINIAN REVOLUTION"
Постарайтесь раздобыть этот альбом раньше, чем он будет запрещен к распространению на территории Российской Федерации. Глядя на лица наших министров, для которых слово 'консерватория' является ругательным, не сомневаешься, что диск 'Оранжевых песен' нынешнему режиму покажется исключительно вредным. Творцов украинской революции они еще могут выставить сборищем бездельников, объевшихся, по выражению пани Янукович, 'наколотых апельсинов' - и 42% населения (а перед выборами все 75) в это поверит. Но когда музыканты отказываются от коммерческих концертов и неделями поют на баррикадах патриотические песни, это подает спокойному и послушному российскому народу очень дурной пример. Сборник вызывает острое чувство зависти. Когда популярная рок-группа 'Мандры' проникновенными голосами на полном серьезе поет 'Не спи, родная земля, проснись, моя Украина', над этим не хочется цинично смеяться. Хотя вполне возможно, что отечественные звезды музыки, услышав подобные примеры подъема национального самосознания, будут долго ржать над наивными дураками-соседями. Наши-то знают, как нужно устраиваться: сначала дружными рядами под прицелами телекамер вступаешь в правящую партию, а потом участвуешь в предвыборных концертах всех, кто платит. Совершенно не представляю ситуацию, в которой популярный российский музыкант напишет и споет песню о любви к Родине от души, а не из желания войти в комиссию по культуре при администрации президента. Тем временем группа 'Тартак' слагает рэп не про уличные разборки, а про социальные проблемы своей страны, предлагая не делить ее на Левобережную и Правобережную, а Тарас Петриненко искренне сочиняет песнь 'Украина' - настолько пафосную, что хоть завтра же в национальные гимны. Счастливые люди.
Можно, конечно, предупредить опьяневших от свободы украинских деятелей культуры о грозящем им горьком похмелье. Чем и занялась пресса, которая обслуживает Кремль, не умеющий признавать свои ошибки и поражения. Сначала после скандального второго тура украинских выборов государственные телеканалы неделю твердили заклинание 'Янукович президент! Янукович президент!', не желая видеть очевидного, а газеты из номера в номер публиковали фотографии каких-то малахольных, целующих предвыборные плакаты нужного кандидата. Когда президентом все-таки стал кандидат неправильный, российские официальные СМИ принялись предрекать революционерам скорое разочарование в Ющенко: дескать, выбрали кого хотели, а он окажется еще хуже, чем тот, за кого вам велели голосовать. Дальше шли ссылки на наш опыт: в 1991-м свободолюбивой романтики в России было не меньше, а чем все кончилось? На этом месте государственная пресса останавливалась, ибо вопрос отнюдь не риторический. На него есть вполне однозначный ответ: свою свободу мы завоевали для того, чтобы спустя девять лет все кончилось покорным возвращением под диктаторскую плеть. Почему страна, так бездарно проманавшая свои демократические завоевания, считает себя возможной учить демократии соседей, вообще непонятно. Нет у нас такого права. Надо заткнуться и завидовать. И желать Украине, чтоб она не повторила наш путь. Впрочем, повторить надо будет умудриться: пример, как не надо делать, всегда по соседству. Я другой такой страны не знаю, где, имея бездонные запасы нефти и рекордную цену на нее, можно людоедскими реформами хладнокровно обречь на вымирание самые малоимущие слои населения.
А сборник 'Orange Songs' останется музыкальным памятником 'оранжевой революции'. Здесь есть не только процитированные выше патриотические песни, но и обычные хиты от 'Океана Эльзы', 'Воплей Видоплясова' и Русланы. Звезды будто бы говорят: победа за нами, а теперь пора слезть с баррикад и заняться мирными делами - печь хлеб, добывать уголь, сочинять музыку и поднимать свою страну. Это трудно, но отсутствие окриков надсмотрщика прибавляет сил.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia