СБОРНИК 'ПЕРВАЯ НОЧЬ С ОЛЕГОМ МЕНЬШИКОВЫМ'
Как известно, 'Первая ночь с Олегом Меньшиковым', новогодний проект НТВ - калька прошлогоднего новогоднего проекта Ren TV 'Неголубой огонек': странные дуэты, прикольные кавера и все такое. Были сделаны небольшие поправки на требования метрового канала - красивые декорации, возвышенный Олег Меньшиков в белой рубашке в роли хозяина вечера и большее количество поп-артистов. Для новогоднего эфира, который мало кто способен смотреть внимательно, получилось довольно неплохо. Автор этих строк, правда, постарался встретить 2005 год максимально далеко от родного телевидения и не увидел безумный калейдоскоп басковых, буйновых и сердючек, кои, по рассказам очевидцев, зажигали на государственном ТВ. Но с 'Огоньками' НТВ и Ren TV в повторах я все-таки ознакомился. 'Неголубой огонек-2' (Ren TV) показался более живым и отвязным (Гришковец в роли президента, Лагутенко в роли молчаливого ведущего и очень правдоподобная пьянка с участием Сукачева, Шнура и др.), а 'Первая ночь с Олегом Меньшиковым' все-таки удержалась в рамках приличий, как их понимают на телевидении. На пользу телепроекту это явно не пошло, но в любом случае он смотрелся приятнее, чем эстрадный вертеп на остальных кнопках. Что до музыки, то и НТВ, и Ren TV просто фонтанировали идеями и были неутомимы в старании совместить все максимально несовместимое. 'Неголубой' формат 'рокеры поют эстрадную классику' был существенно расширен: в ход пошли песни сомнительной известности, начинающие артисты, удивительные аранжировки и т.д. Понятно, что расслышать все это в новогоднюю ночь и даже во время январского повтора было невозможно. Но данный саундтрек позволил наконец-то приглядеться к 'Первой ночи с Олегом Меньшиковым' повнимательнее. И выяснилось, что наряду с очень удачными и смешными совместными проектами той ночью было много идей, которые в силу разных причин не сработали. Видимо, продюсеры давали своим зрителям возможность спокойно наполнить бокалы и тарелки и успеть их опорожнить.
Сначала о треках, которые рекомендуется переслушать в первую очередь. Отлично прозвучала 'чижовская' 'О любви' в исполнении мальчукового тогда еще дуэта Smash!!: Влад и Сергей сумели обойтись без своей ставшей притчей во языцех манерности и превратили произведение в честную такую эстрадную песню. Александр Семчев с маленькой помощью группы 'Бобры' старательно спел 'Танец на барабане'. Киркорову предложили придурочную песню 'Двух самолетов' 'А вы-то кто?', и он сумел исполнить ее, совершенно не перетягивая одеяло на себя. В 'Острове детства' к аутентичному Боярскому добавили 'Торбу-на-Круче', которая дописала Фельцману/Рябинину своих фирменных брит-поповых страданий: Максу Иванову удалось даже продемонстрировать знаменитый фальцет. Актеры 'Бригады' и 'Бумера' очень убедительно исполнили гениальную мушкетерскую 'На войне как на войне'. Известный номер Гришковца и 'Бигудей' 'Come Together' украсили 'Блестящие', чудесно прощебетавшие 'битловский' припев. 'Bessa Me Mucho' из репертуара 'Агаты Кристи' спела Ирина Апексимова. Тут можно сказать только одно: песня настолько идеально соответствует ее актерской органике, что только удивляешься - как, разве не она пела эту песню на старой пластинке 'Агаты'?
Перечисленные вещи - это то, ради чего вообще стоило затевать проект. Есть здесь среди 32 треков также полтора десятка умеренно удачных - непрорывных, но милых, как, например, скрещивание 'Песенки о медведях' с 'Все, что касается' и 'Костюмчик' Виторгана и Zdob Si Zdub. Но нужно сказать и о номерах, не совсем получившихся. Бутусовскую 'Настасью' совсем не украсил надрывающийся вокал Пелагеи. Светлана Сурганова спела 'Все пройдет' как-то не так, а ее бывшая коллега Диана Арбенина сорвалась в припеве 'Позвони мне, позвони': это самое 'пазвани' она произносит так, будто усиленно тренирует московский акцент. Ивану Демьяну лично я бы не доверил петь 'Танго Магнолия' Вертинского, и вокальная помощь Олега Меньшикова не особенно тут помогает. 'Оторвемся по-питерски' Билли Новик исполнил с 'Отпетыми мошенниками': к достойному алкоголическому отрыву сразу добавился неприятный гопнический. 'Неонового ковбоя' Animal Jazz не спасло участие ни Шнура, ни Жанны Фриске: видимо, дело в песне. А 'Песню волшебника' из 'Обыкновенного чуда' Меньшикову нужно было петь одному, без Лагутенко.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia