ЛЕОНИД АГУТИН И ЭЛ ДИ МЕОЛА - 'COSMOPOLITAN LIFE'
Агутин наотрез отказался от презентаций, пресс-конференций и любых прочих пиар-акций для раскрутки этого альбома. Это означает, что мы не увидим газетных подвалов с громкими заголовками о 'первом русском артисте, выпустившем совместную пластинку с западной рок-звездой', и у нас не будет повода возмущаться этим очередным рекламным лукавством. Ибо этот русский артист - все-таки не первый. Возможно, именно ироничное агутинское отношение к вековым традициям русского пиара, когда каждого рыночного борца именовали чемпионом мира, а всякого залетного гастролера - популярнейшей западной группой, повлияло на нынешний 'нулевой вариант'. Леонид Агутин считает (и отчасти справедливо), что в этом случае материал скажет сам за себя. К тому же на сей раз певец не преследует цель удивлять Россию. Диск подчеркнуто космополитичен, и даже буклет русского издания пластинки обошелся без кириллицы. Агутина и Ди Меолу больше волнуют продажи альбома на западных рынках. И вот тут можно предвидеть некоторую волну пиара, рапортующую о победных тиражах в каких-нибудь Венгрии и Словении. От подобных сообщений, честно говоря, нашему зрителю не должно быть ни тепло, ни холодно. Гордости такие новости не вызывают. Вот когда влиятельные западные издания сообщат о релизе, тогда можно будет и немного погордиться. Впрочем, грандиозного успеха мы бы проекту не предрекали, но вот уютную полочку с надписью 'джаз-латино-рок' - вполне.
Гарантом полочки, как вы понимаете, выступает отнюдь не Леонид Агутин, а благородно небритый Эл Ди Меола. Он не 'звезда' и не молодежный кумир, зато он хороший и уважаемый музыкант - записаться с таким даже почетнее, чем с каким-нибудь конвейерным героем постеров тинейджерских журналов. Вряд ли Ди Меола клюнул на музыку Агутина - по нашим меркам, она более чем качественна, по мировым - вполне стандартна. Однако между музыкантами сложились дружеские отношения, и поэтому совместная работа была приятна обоим. Несколько лет назад Ди Меола давал с Леонидом совместные концерты в России и, кажется, не особенно въехал в особенности национального шоу-бизнеса: смог ли друг Леонид объяснить другу Элу, почему главной зрительской героиней шоу гитариста с мировым именем стала поп-певица Анжелика Варум, неизвестно. Как бы то ни было, друг Эл охотно и профессионально (а кто бы сомневался?) сыграл на всех гитарах, записывая англоязычный агутинский 'Cosmopolitan Life'. Всю музыку для альбома написал Леонид, а слова - Алекс Сино (по стихам, кстати чувствуется, что английский - не первый язык Алекса). В песне 'If I'll Get A Chance:' звучит русскоязычный припев в исполнении Анжелики Варум.
Начало альбома может вызвать у трепетных слушателей даже некоторое подобие приступа эйфории. В самом деле, нечасто русская поп-звезда с неплохим произношением поет по-английски песни вполне западного качества, а в аккомпаниаторах у нее значится гитарист с мировым именем. К тому же в четвертом треке 'Price To Learn' Агутина можно перепутать: со Стингом - и голос, и мелодия очень похожи на песни Police. Однако где-то с середины диска начинает превалировать такая традиционная агутинщина, что переборы гитар Эла Ди Меолы и английские тексты перестают восприниматься как нечто необычное. К счастью, в данном альбоме под 'традиционным Леонидом Агутиным' подразумевается 'Босоногий мальчик', а не 'Граница'.
Рита Скитер, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia