"УМАТУРМАН" - "LIVE В ГОРОДЕ N"
"Уматурман" выпустила на DVD запись своего по сути первого большого концерта, который состоялся на сцене МХАТа им. Горького. Наблюдать за этим зрелищем довольно любопытно: с одной стороны, играет одна из самых популярных на тот момент групп страны; с другой, они еще новички на крупных площадках, что тоже чувствуется. Понимающие найдут в этой коллизии особенное удовольствие. Для прочих DVD станет обычной концертной съемкой, в которой не принято держать один кадр дольше двух секунд. Как бы то ни было, на диске зафиксирован счастливый момент в жизни Владимира и Сергея Кристовских: от того, что их песни наконец-то "поперли", прет и их самих, и этому ощущению не мешают ни срывающийся голос, ни неполадки в слаженности игры ансамбля. К тому же по ходу концерта осторожность исполнителей уступает месту куражу, а душевность сгустившейся атмосферы заставляет забыть обо всех недостатках. Честно говоря, на этом DVD "Уматурман" звучит менее убедительно, чем на почти одноименном аудиоальбоме "В городе N" - того уровня музыкального профессионализма, когда концертный звук группы неотличим от студийного, группа пока не добилась. Но, судя по видео, ей этого и не нужно, поскольку неправильно пропетые ноты с лихвой компенсируются обаянием Владимира Кристовского: он умеет расположить к себе зрителя, и это, видимо, природное качество. В плюс группе идет и его застенчивые обращения к публике, и звучащие между песнями короткие стишки, ну, и сама музыка, конечно. Ироничные композиции на стыке рока, эстрады и дворовых воплей под гитару вряд ли заставят жалеть о потраченном на просмотр времени. Кстати говоря, с группой "Уматурман" пока что не все ясно: скажем, уверенности в том, что второй альбом повторит успех первого, нет, и настоящий DVD, если что, может оказаться свидетельством единственного взлета группы. Мы этого ей не желаем, но мало ли как сложится.
Начав с довольно неуверенного исполнения "Стрелы", "Уматурман" вторым номером концерта поставила "Прасковью", которая частично была спета с помощью зрителей, после чего музыкантам стало попроще. Затем прозвучало одно из стихотворений Кристовского-младшего. Моменты, когда певцы обнародуют свою песенную поэзию, всегда щекотливы — в отсутствие музыки графоманство заметнее. Но за Вову мы опасались зря: его стишки коротки и остроумны — будто анекдот рассказал, причем без бороды. Далее прозвучало много недурных, хоть и не получивших радиоподдержки песен, композиция "Может быть, получится", которую Сергей Кристовский спел совместно с актрисой Екатериной Гусевой, а кульминацией концерта стало исполнение произведения "Мой друг лучше всех играет блюз" с участием ее авторов "Машины времени". "Старички" сработали профессионально (хотя Маргулис, кажется, действительно получал неподдельное удовольствие от происходящего), Владимир Кристовский тоже очень старался, а к концу песни выяснился смысл этого альянса: "Уматурман" приписала к оригиналу песни смешной речитатив в духе знаменитого рэпа "Ночной дозор" (который, кстати, DVD с записью концерта не вошел). Закончился концерт предсказуемыми "Проститься" и "Умой Турман", каковая была исполнена под видом биса.
В раздел бонусов диска попали клипы "Прасковья", "Проститься" и "Ума Турман" с игрушечным Тарантино, а также фрагмент вручения первой премии российского MTV в номинации "лучший дебют". Это скорее материал для семейного видеоархива братьев Кристовских, которые разделили сцену Кремля с группой Rasmus. После произнесения благодарностей родителям, господу богу и звукозаписывающей компании камера показывает аплодирующий зал. В самых последних кадрах DVD группе рукоплещет бывший редактор агентства InterMedia Антон Соколов. Привет, Антон!
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia