КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ - "MY LIFE"
Невероятно, но факт: в разных песнях этого альбома Кристина Орбакайте похожа на Татьяну Буланову, Татьяну Овсиенко, Алсу, группу "Сливки", еще кого-то, но только не на Аллу Борисовну Пугачеву. Несмотря на то, что Кристина с самого начала своей музыкальной карьеры старалась избегать сходства с мамой, должны же были гены как-то проявиться. Однако проявляются они, пожалуй, только в грустных задумчивых композициях, которые Алла Пугачева пела очень проникновенно, да только ее артистический имидж с ними мало у кого ассоциируется. К тому же на этой пластинке особо элегичных вещей нет. Что ж, у Кристины свой путь: она вряд ли достигнет маминых высот образца 70-80-х годов, когда АБП была не только великолепной вокалисткой, но и лучшей из певиц-актрис. С другой стороны, Орбакайте не грозит и образ "Мадам Брошкиной", характерный для "поздней" Пугачевой.
Пластинка "My Life" приятно удивила самоироничной обложкой: выбирая между стандартной попсовой фотографической красивостью и почти карикатурой, Кристина остановилась на втором варианте. Растрепанная блондинка в длинном фиолетовом платье напрашивается на шутку про "Чучело возвращается", но вот не будем мы так шутить, потому что в этой лохматой фигурке есть какая-то трогательная беззащитность. Что касается музыки альбома, то в ней чуть меньше стильной респектабельности прошлого диска "Перелетная птица", но это все равно очень достойная для поп-жанра работа. Орбакайте чужд грех предсказуемости: диски огромного количества поп-артистов можно рецензировать наугад, не слушая — все равно ничего нового они давно не предлагают. А угадать, куда унесет Кристину — в модный ар-эн-би, традиционную эстраду или в навеянное "Московской сагой" ретро, - не представлялось возможным. Прослушивание показало, что певицу понемногу унесло во все перечисленные стороны, и пластинка звучит вполне разнообразно. Сия многоплановость была достигнута самым простым способом — песни для диска предоставили разные авторы, от Андрея Мисина и Олега Воляндо до Любаши и Игоря Крутого. Из тех композиций, что не звучали в радиоэфирах, очевидные хиты заметить сложно (кроме, может быть, "Все сначала"), но и провальных вещей практически нет — в худшем случае некоторые из них можно назвать проходными. Находкой для Кристины стал авторский дуэт С.Сорокина и О.Шамиса — именно этот тандем отвечал на альбоме за примодненность и "ар-эн-бишность": см. треки "My Life", "День рождения" и "H2O". Любаша, поднаторевшая в жанре "женских песен", именно в нем и выступила в композиции "Половинка": при желании ее могла бы спеть и Алла Борисовна. Белыми воронами — в хорошем смысле этого словосочетания — стали на пластинке произведения Андрея Мисина. Патентованная мисинская сложность представлена в них в весьма дозированном виде, однако и той сложности, которая есть, позволяет назвать треки "Только ты", "Байки" и "Помни, не забывай" едва ли не интеллектуальной поп-музыкой. Белой вороной в плохом смысле выглядят журбинские "Тучи в голубом" - песня просто не вписалась в этот альбом; надо было приберечь ее для какого-нибудь концептуального ретро-проекта. Зато с произведениями Игоря Крутого, обычно ассоциирующимися с тяжеловесной эстрадой, Кристина Орбакайте справилась, как подсказывает словарь синонимов Microsoft Word, "на ять". И пусть песни Крутого "Это просто сон" или "Каждый день с тобой" похожи на более ранние песни Крутого, Орбакайте умеет исполнить их с каким-то особым очарованием. Ему мы и обязаны рождением этих хитов. А, ну еще и неизбывному желанию нашего народа слушать мелодии Игоря Крутого.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia