"ШПИЛЬКИ" - "АЛЬБОМ ПЕРВЫЙ"
А я все чаще замечаю, что спираль развития отечественной поп-рок-музыки сделала виток и зависла примерно над восьмидесятыми — началом девяностых. "Мое поколение молчит по углам, мое поколение не смеет петь", - пел Константин Кинчев. Будто про наш 2005-й. "Нищие молятся, молятся на то, что их нищета гарантирована", - нудел Вячеслав Бутусов, как бы предвидя закон о монетизации льгот и реформу ЖКХ. "На папиных "Волгах" мальчики-мажоры!" - хрипел Юрий Шевчук, который сегодня кажется несколько старомодным: какие "Волги", дядя? Что, "Брабусы" с "Ламборджини Дьябло" в размер не легли? Это что касается социального рока, который, по моим прогнозам, вскоре станет одним из самых востребованных жанров. Но с другой стороны, возвращается и "кооперативный попс". Если вы скучаете по группе "Комбинация", не обязательно покупать билет на один из многочисленных ретро-фестивалей: достаточно послушать "Альбом первый" группы "Шпильки" - сходство будет еще более пугающим, чем когда угадываешь в текстах рокеров-восьмидесятников реалии подпутинской России. В принципе, появление "Комбинации" было полностью оправдано исторически. У интеллигентных людей вставали волосы дыбом от текстов про "два кусочека колбаски" или "американ бой — уеду с тобой" и проститутских сценических костюмов. А какая еще музыка могла сопровождать эпоху, главными героями которой стали новые русские в малиновых пиджаках и златых цепях? В появлении "Шпилек" настораживает одно: почему именно сейчас возникла необходимость в такой группе? Бандитский капитализм, что ли, возвращается и пора сдувать нафталин с красного пиджака?
Впрочем, вполне возможно, что появление "Шпилек" связано всего-навсего с последними тенденциями в жанре юмора. Анализ телепрограммы показал, что население готово, приходя с работы, практически безостановочно смеяться над тупейшими шутками "аншлаговцев" и "кривозеркальцев". А в попсе эта ниша не занята — все по старинке про любовь поют, и погоготать на концертах не над чем. Александр Ситников, Александр Елин и другие решили исправить это упущение и создали герлз-бэнд, выступающий в жанре "музыкальные дубовицкие". "Я сейчас пошучу, дорогие мои", - так называется самое жуткое выражение лица ведущей "Аншлага". "Шпильки" занимаются примерно тем же: количество пошлостей на единицу времени диска зашкаливает, поэтому выход — относиться к этому как к шутке. Но в таком случае начинает зашкаливать количество плоского юмора. В принципе, и раньше были дамские группы, неудачно балансировавшие между стервозными текстами и стремлением обратить их в шутку, но никто еще не пытался обойтись подобным творческим приемом как единственным. "Женсовет", из которого вышли Лада Дэнс и Светлана Лазарева, спев несколько оправдывающих название агитационных произведений, сошел на нет; "Комбинация", чьи многочисленные мелодии вы теперь можете переслушать на альбоме "Шпилек", пела про колбасу сносным двухголосьем под достаточно актуальную для своего времени музыку "лохо-диско"; "Стрелки" вообще старались быть типичным герлз-бэндом, а китчевые песенки типа "Мамочки-мамули" исполняли лишь иногда; наконец, "Поющие вместе" стали просто предвыборным проектом, правда, выпущенным почему-то после выборов.
"Шпилек" с "Поющими вместе" роднит автор большинства текстов обоих коллективов — Александр Елин. Он любит два вида поэзии — героические абстрактные полотна для хеви-групп и предельно примитивные, кишащие самыми дикими штампами, стишки для поп-трэш-девушек. Если вам, закаленным шутками Петросяна, все еще кажутся смешными фразы "Сергей - гей", "крути педали, пока не дали", "темнота — друг молодежи", обращение "Зая", междометия "мяу-мяу" и "чмоки-чмоки", а также наличие соперницы-разлучницы по имени Дуня Кулакова — купите этот альбом. Не пожалеете.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia