"БАХЫТ-КОМПОТ" - "ЧУРКА И СКИНХЕД"
Этот диск — отличная инъекция от политкорректности и осторожности, которыми, что греха таить, мы сейчас страдаем гораздо в большей степени, чем, скажем, лет шесть назад. Заглавный чурка — это еще цветочки по сравнению с теми ягодками, что заготовил для слушателя поэт Степанцов. Первое впечатление — шок. Поэт, который пел эти песни, еще жив? Он еще на свободе, его посольство еще не громят радикальные мусульмане? Странно — будто не 2006 год на дворе. А теперь наплюйте на политкорректность и на предчувствие III мировой войны, и вы поймете, что шок и страусиная позиция — это реакции неправильно функционирующего организма. Большинство рамок, в которые загнал себя так называемый цивилизованный мир, будут сужаться до полного удушения радетелей политкорректности. И хорошо, что есть Вадим Степанцов, который не стыдится называть негров неграми, давать песенному сутенеру имя Дамир и употреблять слово "чурка", коли уж оно угнездилось в русском языке. Лидер "Бахыт-компота" объясняет свое моральное право называть вещи своими именами тем, что в нем самом каких только кровей не намешано. Это его единственная уступка политкорректности: в остальном он не щадит ни чурок, ни скинхедов, ни эллинов, ни иудеев — да так, что "Кровосток" отдыхает. Особенно хорошо это слышно на контрасте со снулой атмосферой нынешнего времени, когда люди лишний раз публично чихнуть не то что боятся, но — ленятся. В заглавной песне рассказывается о подружившихся чурке и скинхеде: дружба народов, однако, недолго продолжалась — оба погибли от рук враждебных скинхедов и чурок соответственно ("зря ты, крошка, ждешь хэппи-энда, мира в этом мире не было и нет"). В следующем треке Вадим Степанцов затрагивает свою излюбленную тему отношений с восточными девушками: "Монгольская эстрада и тухлый русский рок — зачем рука полезла к тебе под свитерок?" - и тоже не без драматических последствий. Песня "Запорожцы — хэй!", в которой Вадим обошелся без музыкального сопровождения, — просто-таки порнографический хоррор: украинскую девушку Оксану ради мира и добра на Земле в очередь пользуют вампир, Терминатор, Бэтмен, Человек-Паук, Голова профессора Доуэля, Дункан Маклауд, Годзилла, Кинг-Конг и др. Особенно смешно Оксанке было с Горцем: "отрывал себе пиписку, хлестала кровь, а пиписка отрастала вновь". Кроме украинцев, от Степанцова досталось четырем татарам и одному армянину; армян вообще-то было двое, но второй был очень пьян и не смог принять действенного участия в сюжете, который повествует о групповом акте мужеложства. А в песне "День рожденья Гитлера" повествование ведется от лица скинхеда, уверенного в том, что победить Россию Адольфу Шикльгруберу помешал могущественный злой волшебник — мягко говоря, неожиданный поэтический взгляд.
Главный недостаток подборки этих новых злобных песен — у Степанцова, кроме стихов, ничего не меняется: манера, так сказать, пения, и мелодические приемы давно известны, и тенденций к их расширению не наблюдается, да и поэтические ходы вполне привычны давним поклонникам. К тому же, чтобы не перегружать диск неполиткорректной свежатинкой, "Бахыт-компот" остальное место трек-листа забил старыми хитами, добавив к ним две подходящие по концепции песни проекта "Степанцов-лосьон" и совместив таким образом "полубест" с альбомом "про нерусских". Поэтому велика вероятность того, что слушатели, убоявшись чересчур смелых текстов новых песен, ограничатся тоже разгильдяйскими, но уже давно знакомыми "Пионервожатой", "Бухгалтером Ивановым", "Девушкой по имени Бибигуль", "Лолой" и "Курящей матерью".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia