"ПИЛОТ" - "Ч/Б"
Популярных музыкантов у нас принято числить заместителями бога на Земле и обращаться к ним за консультацией по любым вопросам. Самое невинное — осведомиться у поп-звезды на тему его любимого парфюма или попросить поделиться кулинарным рецептом: с этим они худо-бедно справляются и этим можно было ограничиться. Но куда там: певцов и певичек наперебой приглашают в ток-шоу, где они вынуждены рассуждать о вопросах сглаза, супружеских измен и детской агрессивности, а у рокеров, властителей умов, требуют обустроить Россию и прояснить смысл жизни. Мягко говоря, не у всех хватает мудрости внятно либо самоиронично ответить на эти вопросы. В лучшем случае они скатываются в банальность, в худшем — демонстрируют истинную цену своему интеллекту и духовному развитию. Есть, например, артисты, которым продюсер вообще запрещает давать интервью, даже на парфюмерную тему. Простодушные зрители принимают такую линию поведения за проявление высшей загадочности, мы же осмелимся предположить, что молчаливый певец на самом деле дурак дураком. С другой стороны, зачем надо требовать от артистов ума? Мы же прощаем спортсменам отсутствие красноречия — нам достаточно их ловкого владения телом. Почему же талантливый певец должен непременно быть Эйнштейном? Хотя у певцов талант часто столь же сомнителен, как и ум, однако об этом мы поговорим как-нибудь в следующий раз. Потому как у лидера группы "Пилот" Ильи Черта ситуация прямо противоположная. В отличие от большинства коллег, которые, став известными, вынуждены публично рассуждать о вещах, в которых ни черта не понимают, Илья осознанно выбрал музыку в качестве плацдарма для распространения своих идей. Скажу больше — своего религиозно-философски-мистического учения. Песни — лишь одна грань, и далеко не главная. Главный "пилот" - проповедник и миссионер по натуре, а не поневоле. Пересказывать здесь его взгляды мы не будем — если интересно, можно почитать какие-нибудь его интервью или прозу. Но рассмотреть новый альбом "Пилота" сквозь призму привлечения к учению Черта новых апологетов имеет смысл. Тем более что зависимость прямая: чем интереснее музыка, тем больше желающих прислушаться к слову Ильи, который, как доказали его более ранние работы, уверенно чувствует себя и в "альтернативе", и в бард-роке.
Главный герой концептуального диска "Ч/б" - Альберт Эйнштейн. Песни перемежаются фрагментами биографиями отца теории относительности, а также его книг и речей. Эйнштейн — это голова, но вот прямое отношение приведенных цитат к содержанию сопутствующих композиций для слушателя неочевидно. Если сравнивать новые произведения Ильи Черта с другими актуальными творениями русского рока, "Пилот" оказывается на уровне. Но по сравнению с высказываниями Альберта Эйнштейна эти недурные песни выглядят несколько банальными. "Пилот" постоянно обвиняли, что он дерет у "Алисы"; на новой пластинке это тоже слышно — см. "Ч/б", "Деревенская", "Где ты", - но теперь у Ильи Черта появился новый образец, Виктор Цой: тот же "Ч/б", а также "Сегодняшним днем". Учитывая любовь и уважение публики к этим достойным предшественникам, подобное подражательство "Пилоту" только на руку. Да и вообще на диске хватает красивых новинок в лучших традициях русского рока — "Круговерть", "Белая ночь", "Уголь и перья". В качестве музыкального альбома "Ч/б" - сильная работа и наверняка заслуживает пусть сдержанной, но похвалы. А для концептуальной проповеди представленного в трек-листе материала явно маловато. На этой пластинке музыкант явно побеждает в Черте гуру. Для слушателя этого достаточно, а вот для учеников и самого учителя — боюсь, что нет.
Рита Скитер, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia