КАРЕН КАВАЛЕРЯН: "СПРОСИТЕ МЕНЯ ЗА НЕДЕЛЮ ДО "ЕВРОВИДЕНИЯ", И Я СКАЖУ, КТО ПОБЕДИТ"
"Сразу оговорюсь - мы не писали никаких песен специально для "Евровидения". Задача была - сделать материал для англоязычного альбома Димы Билана, чем мы и занимались — подготовили несколько треков. Потом два из них менеджмент певца представил на российский отбор, что стало для всех полной неожиданностью, как и результат самого отбора. Если бы ставилась задача написать песню конкретно для Евровидения, была бы выбрана соответствующая концепция, использовался бы другой набор выразительных средств и методов - звуковых и текстовых. Как это было в 2002 году, когда мы с Кимом Брейтбургом писали для группы "Премьер-министр" песню "Northern Girl", с которой ребята поехали на "Евровидение" в Таллин. Там даже креатив строился, исходя из места проведения конкурса. Но, повторюсь, в случае с Димой задача сделать номер для "Евровидения" не ставилась. Говорю это не для того, чтобы оправдаться — я верю и в песню, и в исполнителя, — но лишь для того, чтобы расставить все точки над "i"".
(О НЕФОРМАТНОСТИ ПЕСНИ)
"Когда официальное лицо, член экспертного совета, за неделю до истечения срока подачи заявки страны на участие в Евровидении от лица всего жюри заявляет, что ему не нравится песня, и ее надо заменить, а потом это мнение тиражируется СМИ, я считаю, что это плохо. Плохо - потому что, во-первых, это мнение сразу перепечатывают все сайты, посвященные конкурсу, в том числе и зарубежные, и вокруг песни создается негативная аура, влияющая в конечном итоге на распределение мест. А во-вторых, и это гораздо неприятнее - любому человеку, мало-мальски знакомому с технологией, ясно, что за неделю написать новую песню, "впеть" ее, сделать аранжировку, записать, свести и отмастерить запись - нереально, если речь идет не о банальной коммерческой "халтуре". А значит, говоря об этом, официальное лицо знало и понимало, что никакой другой песни не будет. Уверен, что ее никто и не искал. Если же вернуться к теме нашего сегодняшнего разговора, поверьте, мне всЈ равно - кто и по каким критериям будет выбирать от России очередного участника "Евровидения" - мне лично этот конкурс неинтересен. У меня вообще другая "группа крови". Но если вы посылаете туда артиста и не доверяете материалу, который у него есть, — объявите тендер на песню. Только не за неделю до истечения срока подачи заявки на конкурс, а месяца за три. Другой вариант - выбрать песню, а потом под нее искать исполнителя. Тоже нормальная практика. Только надо остановиться на чем-то одном. А то, получается, в последний момент выбрали артиста, но песня его им не нравится - тогда зачем вы парня туда посылаете, это же конкурс песни!"
(О ДИМЕ БИЛАНЕ КАК ИСПОЛНИТЕЛЕ)
"Дима настоящий профи, что он еще раз подтвердил во время студийной сессии. Я работал с ним впервые и был, честно говоря, даже слегка озадачен - за шесть часов он не взял ни одной "левой" ноты. Я уже забыл, что такое бывает. Мы работали над произношением, интонацией, но проблем со строем, ритмом и звуком не было в помине. Более того, он старался эмоционально искренне прожить песню, а это дорогого стоит. Трудно загадывать вперед, но мне кажется, он очень перспективный артист и приятный молодой человек - хорошо воспитанный во всяком случае. К слову, у него очень приличное английское произношение - не знаю, откуда оно взялось, в результате занятий с преподавателем или он просто здорово слышит и имитирует, но ему удается практически безупречно транслировать все ключевые звуки".
(О САМОМ КОНКУРСЕ)
"Я не говорил, что мне не нравится "Евровидение" - просто в музыкальном смысле там, на мой взгляд, не происходит ничего интересного. Но любой, кто на нем был хоть раз, вам подтвердит, что главное в этом конкурсе - не борьба за победу, а дух объединенной Европы, который там царит. Так что, несмотря ни на что, "Евровидение" - это большой общеевропейский праздник. А что мне действительно не нравится - это истерика в нашей прессе, сопровождающая конкурс из года в год, сначала по поводу выбора участника и песни, потом по поводу результатов. И то, что заканчивается всЈ одним и тем же, — поиском виновных и очередным уроком политинформации на тему "Россия в окружающем ее враждебном мире". Да, я попадаю туда второй раз, но эйфории какой-то из-за этого у меня нет. По мне, так лучше бы участвовал какой-нибудь другой автор — головной боли меньше. Все мои эмоции по поводу "Евровидения" остались в Таллине, куда я ездил четыре года назад с "Премьер-министром". Вернулись мы оттуда с десятым местом - приличный, кстати, результат. Если кто не понимает - поясню. Первое место - это, конечно, суперуспех. Но первое место - одно, а участников тридцать восемь. Поэтому не надо иллюзий. Если вы попадаете в первую десятку и сохраняете для страны место в финале на будущий год - это считается удачным выступлением, что вам скажет любой участник "Евровидения". А ожидать из года в год первого места - это какая-то болезненная мания величия. Какие, в конце концов, основания у нас на него рассчитывать? Мы что, дали европейской поп-культуре больше, чем Англия, Швеция, Франция, Испания, Германия, Италия? Список можно продолжать долго. Откуда такие амбиции, если у нас девять из десяти так называемых "звезд" - фонограммные исполнители?.. Считаю, что на конкурсе "Евровидение" Россию должны представлять и исполнители, и авторы - россияне. Да, это сложно. Но это болезнь роста - нам надо самим набить достаточное количество синяков и шишек, чтобы научиться работать на реальном европейском рынке, а не влачить существование в виртуальном пространстве отечественного шоу-бизнеса. На "Евровидение" надо ехать самим и занимать там свое место. Да, есть вероятность, что мы снова будем …надцатыми. Что ж, значит, такова на сегодняшний день наша красная цена".
(О ПРОГНОЗАХ НА ПОБЕДУ)
"Евровидение" - такой конкурс, где ничего нельзя предсказать заранее. В 2002 году фаворитом всех сайтов, посвященных конкурсу, была песня шведской группы Afro-dite. Это был настоящий еврохит, звучащий вообще запредельно. Они были на голову лучше всех. А что в итоге? Мы стали десятыми, они - девятыми, а победила девочка из Латвии, которую я и не вспомню сейчас как зовут, с убогой, по моим представлениям, песней. Но у нее платье удлинялось и укорачивалось во время выступления - такой, знаете ли, трюк в стиле мюзик-холла шестидесятых, и этого оказалось достаточно для первого места. Какие после этого прогнозы? Я бы дал прогноз, что Киркоров в свое время займет место не ниже третьего - на мой взгляд, он до сих пор остается самым форматным артистом за всю историю участия России в "Евровидении". А он улетел в конец второго десятка. А "Тату" были самыми неформатными, и при этом заняли третье место. Так что никаких прогнозов. И не потому, что я боюсь, что что-то пойдет не так - я уже свое отбоялся. Просто делать прогнозы за два месяца до конкурса несерьезно - слишком много еще в этом уравнении неизвестных величин. Спросите меня за неделю - я вам всЈ расскажу".
(Из интервью сайту km.ru).
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)