"АКВАРИУМ" - "БЕСПЕЧНЫЙ РУССКИЙ БРОДЯГА"
Очередная ироничная работа Бориса Гребенщикова посмеивается и над воротящими носы от сбрендившего гуру актуальными критиками, и над искренними апологетами, протирающими штаны в попытках найти новые слова для описания гениальности командора "Аквариума". В этой пластинке есть много такого, к чему можно придраться, и не меньше того, что захочется восхвалять. Однако все это пустое — достаточно представить себе Бориса Гребенщикова за чтением разгромной (или, напротив, воскуряющей фимиам) статьи о "Беспечном русском бродяге": ни один волосок не дрогнет в его сложносочиненной бороде, ни одна тень не набежит на его чело и ни на один миллиметр не расширится мудрый прищур его добрых глаз. Дискография "Аквариума" последних лет — взрывоопасная смесь политических манифестов, безжалостных наблюдений, расслабленных южных "музык" и разгильдяйских экскурсов в нирвану. Все эти нелогичные метания вводят в заблуждение, а иных слушателей — и вовсе в состояние стресса: они искренне силятся понять, почему орденоносец Гребенщиков в своем почтенном возрасте не дает себе труда быть цельным, как мраморная глыба. Секрет же заключается в том, что никаких нелогичных метаний нет и в помине — БГ получает искреннее удовольствие, и завихряясь в хаус, и заигрывая с кельтами, и скрещивая Льва Толстого с музыкой регги. Логика перемещений "Беспечного русского бродяги" подвластна только внутренним порывам его рулевого: наблюдать за ними — вот подлинное наслаждение; Гребенщиков достиг немыслимых высот в умении переплетать серьезные тексты с легкомысленными аранжировками, и наоборот.
В "БРД" этот фокус применяется с особым сладострастием. БГ и "Аквариум" помещают слушателя в ненадежную кабинку и запускают его на аттракцион "Американские горки", где голова идет кругом от калейдоскопа впечатлений и эклектичной смены жанров, пейзажей и лет — намеки на "Русский альбом" чередуются с цитированием "Детей декабря", которые в свою очередь соседствуют с абсурдистскими историями в духе текстов Джорджа Гуницкого. Вряд ли эта экскурсия по творческим вехам группы "Аквариум" устроена специально, и уж тем более привлечения старинных фэнов ради — просто Гребенщиков привык вдохновляться любыми интересными явлениями, не сильно запариваясь тем, в каком году весь мир сходил по ним с ума. Вот почему он так часто, так сказать, переосмысливает свои старые мелодии — не век же хорошим мотивам звучать с одними и теми же словами, если написались новые. Обозреваемая пластинка открывается песней "Афанасий Никитин буги" - копией "Древнерусской тоски": помимо остроумного текста, трек примечателен хаус-аранжировкой, о которой сейчас много спорят: всерьез он это или не всерьез? В том, что ответить на этот вопрос невозможно, и есть одна из главных прелестей данной работы. "Дело за мной" станет хитом вовсе не потому, что напоминает "Капитана Воронина", а "Ткачиха" рекомендуется не только любителям "Сидя на красивом холме". Гребенщиков невольно угодил и старым, и нынешним, и будущим поклонникам "Аквариума": на "Бродяге" есть безумные куплеты ("Гимн анахорету", "Духовные люди"), современная "аквариумовская" классика ("День в доме дождя", "Мама, я не могу больше пить", "Voulez vous coucher avec moi?"), важные сатирические высказывания БГ по поводу окружающей действительности ("Голова Альфредо Гарсии"), кельтское кантри ("Стаканы"), очерк занимательной русской географии с ирландским акцентом ("Беспечный русский бродяга") и почти православный распев ("О смысле всего сущего") — это не считая стоящих чуть особняком бонусов. Нету здесь только четко сформулированных рецептов, что делать и кто виноват. Прямых ответов БГ не дает. И непонятно, почему от него так их ждут и раздражаются их отсутствием. Замрите, ангелы, смотрите — он играет.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia