АЛЕКСЕЙ ГОМАН - "ЛУЧ СОЛНЦА ЗОЛОТОГО"
Однажды моя бабушка попыталась обучить своего правнука песне из репертуара Алексея Гомана "Русский парень". Случился семейный скандал: ребенок был вовремя вырван из цепких рук престарелой родственницы, и ей было в максимально жесткой форме запрещено цитировать ему любые произведения современнее "Красной Шапочки". Бабушка, конечно, обиделась, но объяснять ей, что же такого плохого и неправильного в словах "русский парень в огне не горит" и что-то там "от пуль не бежит", было делом абсолютно бесперспективным. Вам, наверно, тоже объяснять это не нужно; ограничусь замечанием, что этим ура-патриотическим лубком на военную тему можно иллюстрировать в виртуальных толковых словарях сложное для объяснения понятия "пошлость". Ни в коем случае не желаю сладкоголосому Гоману ничего дурного, но, попади он на недельку в настоящий окоп чеченской войны — вряд ли после этого ему захотелось бы петь про не горящего в огне и не страшащегося пули русского терминатора. Бабушки тем не менее подобным песням верят, и победитель телеконкурса "Народный артист" на новом альбоме полностью оправдывает их ожидания. Впрочем, это не совсем к Гоману замечание: всЈ увеличивающийся выводок "нарартов" творит свое искусство не вполне самостоятельно, а подчиняясь стратегии, выработанной руководителями компании FBI-Music. Согласно их плану, первое время (растянувшееся уже на несколько лет) "народные артисты" должны исполнять исключительно произведения композитора Кима Брейтбурга либо одобренных им автором. Брейтбург, конечно, голова, что подтверждают его былые мощные арт-роковые сюиты для группы "Диалог", но обеспечить такое количество клиентов отборными шлягерами он явно не в состоянии. К тому же его сочинительские приемы все больше тяготеют к ретро-эстраде: успех Гомана и Панайотова среди публики старшего поколения отнюдь не случаен. Именно бабушки смотрят на канале "Россия" эстрадные концерты, в которых среди аутентичных песен их молодости звучит и новодел, не сильно отличающийся от старинных композиций стилистически. Представленные на диске Гомана дуэт с Людмилой Николаевой (это, если кто не знает, такая фольклорная в кокошнике тетя вроде Бабкиной и Кадышевой) или новая квасная композиция "Россиянка" мы (ну то есть не мы, а тот, кто это смотрит) наверняка еще услышим и увидим в упомянутых телепередачах. Песен, соответствующих понятию "поп-шлягер", в "Луче…" куда как меньше — я насчитал одну, дуэт с Машей Зайцевой "Дождь", в котором, помимо обязательного подражания певцу Юлиану, слышны и намеки на бодренький ар-эн-би.
Самое интересное, что "нарарты" в большинстве своем весьма неплохо владеют вокальным аппаратом, что вообще-то среди нынешних поп-певцов большая редкость. Алексей Гоман демонстрирует это в кавер-версиях "Звездочка моя ясная", "Луч солнца золотого", "Слаще шоколада" (оригинал когда-то пел Пупо) и "Луна и текила" (в прошлой жизни - "Taka Takata"). Слушать эти чисто спетые треки очень приятно, особенно "Звездочку", димабилановское исполнение которой до сих пор вызывает ломку более сильную, чем сценические телодвижения г-на Билана. Начинаешь фантазировать, какого эффекта мог бы добиться голос Гомана в сочетании с менее замшелым песенным материалом. Однако эти рассуждения пока остаются лишь умозрительными: продюсеры почему-то не торопятся разбавлять старушечью аудиторию "русского парня" его ровесниками и не привлекают к работе над альбомами своих подопечных современно мыслящих авторов.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia