"НЕПАРА" - "ВСЕ СНАЧАЛА…"
"Непара" - своего рода феномен для нашего шоу-бизнеса. С чего бы это дуэт, исполняющий "эстрадные-ничего-особенного" песни, так хорошо катается и неплохо продается? Участники дуэта не вполне юны, отрицают наличие между ними любовных отношений (хотя поют исключительно об этом светлом чувстве), а радикально лысым партнером можно детей пугать. К тому же "Непара" с трудом вписывается в существующие группировки и форматы — тем не менее зрители голосуют рублем за Александра и Викторию. Выскажу версию, почему это происходит. Возможно, "Непара" удовлетворяет потребность народа в современной эстрадной музыке, являясь чуть ли не единственным представителем этого жанра. Дэнс-поп, всякие "фабрики" и по большому счету попс-индустрия вообще рассчитаны в основном на подростковую аудиторию, к тому же явно играют на примитивных инстинктах, тогда как более взрослые слушатели все-таки воспитаны на журналах подуховнее, чем Cool. Мастодонты же типа Лещенко и Кобзона давно не предлагают ничего нового, а всяких фриков в перьях позвольте не рассматривать с точки зрения музыки. Поэтому "Непаре" для успеха хватает доходчивых, но вместе с тем профессионально сделанных и качественно записанных песен — это эстрада вполне традиционная, но вместе с тем не архаичная, а осовремененная. У Вики и Саши к тому же хорошо сочетаются голоса. Кроме того, у них случаются хиты и очень редко встречаются строчки, которые стыдно слушать человеку с хорошим вкусом — и этих факторов оказывается достаточно для такого труднообъяснимого на первый взгляд успеха.
Второй альбом "Непары" вышел через три с половиной года после дебютного — тоже нарушение правил потогонной системы шоу-бизнеса. Никуда не торопясь, дуэт подобрал для пластинки материал, в котором количество балласта существенно уступает числу проходных песен на среднестатистическом поп-альбоме. Нащупав свою нишу, "Непара" при всей узнаваемости отнюдь не скатывается в твердокаменную предсказуемость: на альбоме слышны отголоски разных эстрадных жанров. Например, в "Сезонной" есть практически частушечный фрагмент, музыкально напоминающий творчество группы "Сектор Газа" (!) — совершенно неожиданное влияние: скорее всего, Александр Шоуа вдохновлялся здесь не песнями Юрия Хоя-Клинских, а его фольклорными корнями. "Подарю тебе полмира" и "Письмо" - красивые, немного банально звучащие в век ар-эн-би баллады. "Плачь и смотри" и "Где ты была" - явные потенциальные хиты, в которых сочетаются высокий темп и приятные запоминающиеся мелодии. Песня "Плакала" музыкальными решениями напоминает классику французских кинокомпозиторов. "Танго" - вполне проникновенное подношение этому неувядающему жанру, к которому сейчас крайне редко осмеливаются подступиться композиторы. "Что впереди" навевает воспоминания о ВИА 70-х. В общем, больше половины треков альбома имеют хорошие шансы на счастливую радиосудьбу, а ведь на диске есть еще давно известная "Бог тебя выдумал" и "Ее звали Америка" - не самая, на мой взгляд, выдающаяся вещь, но ее тоже собираются раскрутить: вот и посмотрим, что из этого получится. Ну а вообще удачный пример "Непары", пожалуй, должен подействовать и на других музыкантов, которые поймут наконец, что подобные песни могут иметь успех. Ведь не дело, что при словосочетании "взрослая поп-музыка" на ум первым делом приходит дуэт Бориса Моисеева с Людмилой Гурченко.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia