"НЕБЕСНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ" - "ЭФИР"
Жила-была в Новороссийске группа "Небесная канцелярия". Искала стиль, экспериментировала, меняла солисток — и так продолжалось почти двадцать лет. За это время кризис женских голосов на нашей сцене сменился их перепроизводством, но дамская музыка почти утратила чувственность, которой славилась, к примеру, группа "Колибри". И тут наконец в жизни "Небесной канцелярии" все завертелось быстрее: Артемий Троицкий издал их на собственном лейбле "Восход" (пластинка стала первой в каталоге русскоязычного братца его же лейбла Zakat) и сказал о группе пару почти восторженных реплик. Этой рекомендации хватило для того, чтобы как минимум послушать альбом, составленный, кстати, из песен разных лет, начиная с 1998-го. Ну а уж сам "Эфир" на всех (по крайней мере, знакомых) действовал одинаково: обволакивал, брал в сладкий плен и вводил в состояние блаженства, выходить из которого стоило только для того, чтобы пригласить на прослушивание и осчастливить тем самым еще пару десятков человек.
Сразу предупреждаю: этот альбом не надоедает — напротив, с каждым новым включением он все сильнее подавляет голос разума, пытающийся найти в нем недостатки. Скептические замечания "пошлость какая-то", "а это вообще на Машу Макарову похоже", "а это на "Квартал" и прочие критические соображения меркнут перед восхищением от того, как ладно все подогнано. Трех услышанных треков хватает, чтобы от "ничего особенного" через "в этом что-то есть" перейти к полноценному "как же здорово!" При этом группа действительно не делает ничего особенного — всего лишь производит музыку, без которой мы научились за много лет спокойно обходиться, но услышав ее вновь, уже не хотим с ней расставаться. К тому же — редкий случай! — похожесть манеры вокалистки Натальи Гущиной на коллег не означает ровным счетом ничего, кроме того, что солистка "Небесной канцелярии", и не думая никому подражать, сочетает в себе лучшие качества десятка других не последних певиц. Гущина делает бессмысленными рассуждения на тему "вот бы Богушевская была менее элитарной, Арефьева — менее андеграундной, Глюкоза — менее попсовой и т.д.": не надо мечтать о несбыточном — возможно, вы найдете воплощение некоторых своих мечтаний на одном из четырнадцати треков пластинки "Эфир". Альбом никак нельзя назвать эклектичным, но он и не однообразен: фолк, трип-хоп, романс, эстрада, рок и поп смешаны в удивляющих своей точностью пропорциях, и я, кстати, теряюсь при попытке выделить из трек-листа какой-нибудь потенциальный радиохит — наверное, десяток песен ("Космос", "Марка", "Мой эфир - ты", "Пока мы верим", "Трудно быть богом", "Упадем в небо", "Песня плывущих на льдине", "Летим", "Ночь - вечность", "Цыганская") вполне можно представить в этом качестве. Здесь нужно отметить не только вводящий в транс шаманский вокал Натальи Гущиной, но и автора почти всего репертуара Алексея Чернякевича: если не знать, никогда не подумаешь, что эти томные, чувственные и идеально подходящие манере певицы произведения не сама она сочинила. А определять радиосинглы - уже не наша забота: восторги по поводу "Небесной канцелярии" не пропали всуе, и — открою секрет — командой занялся один достойный продюсер, умеющий обеспечить таланту хорошие условия для творчества, не вмешиваясь в таковое.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia