МАКС ИВАНОВ — "ТОРБА СО СКАЗКАМИ"
Книжку написал лидер группы "Торба-на-Круче" Макс ИвАнов, а иллюстрировал гитарист того же коллектива Алексей Пяткин. В "издание" (44 страницы, из них 11 отведено под автографы участников "Торбы") вошло семь сказок. Брошюра была выпущена тысячным тиражом — то, что не раздарили друзьям, сейчас продается на концертах "Торбы-на-Круче". В детские писатели Максим Иванов вроде как не рвется — "Торба со сказками" выглядит милой необязательной забавой творческого человека. В книжке, написанной интеллигентным, но немного спотыкающимся (это особенно чувствуется, когда читаешь ее вслух ребенку) языком, хватает опечаток, да и жанр философских сказок без особого сюжета и морали вряд ли относится к очень востребованным. Ближайшим аналогом писательского стиля Иванова является стиль Сергея Козлова, автора "Ежика в тумане" и целой серии задумчивых сказок про этого персонажа и его друзей. Подбор действующих лиц в книге Иванова тоже напоминает как козловскую компанию, так и "каст" мультсериала "Смешарики": у Макса имеются, например, Миксолидийский Ежик, Сервиладский Медведь, Каллюстрированный Заяц, Перелетный Слон, но есть и Хранитель Музея Замечательных Мыслей, Разный Фонарь, Трехминутный Дождь, Двуфарный Автомобиль и Стекольщик. Эти персонажи помещены в довольно четко прописанную реальность — Волшебный Лес и Волшебный Город со своими устоявшимися правилами и мифологией, на которые автор успевает намекнуть даже рамках столь недлинного "тома". Собственно, этот придуманный мир и объединяет героев: что может связывать Стекольщика с Каллюстрированным Зайцем, кроме того, что жители Волшебного Города любили погулять по Волшебному Лесу? Короче говоря, декорацию Иванов выстроил добротную и подвижную: в ней можно разыгрывать почти любые сюжеты; как минимум, ее жалко бросать бесхозной, следовательно, нужно ждать от автора и новых сказок.
Что касается сказок имеющихся, то, например, "Сказка о Двуфарном Автомобиле и Звездном небе" ("никудышная, но добрая", сообщил Иванов в подзаголовке во внезапном порыве самобичевания) является главным кандидатом на мультипликационную экранизацию — история про машинку, полюбившую звездное небо и пожертвовавшую своей фарой для создания новой звезды, может, и не блещет особой оригинальностью, но отличается гуманистическим подходом. Вообще, все сказки Иванова заканчиваются хорошо — даже те, которые ничем не начинались. Большинство остальных текстов — философские зарисовки о катящихся ежиках, обедающих медведях, слонах-экстрасенсах и услужливых дождях: декорации для них построены, а какое-нибудь дело еще не придумано. Любителей русского рока в "Сказке о Перелетном Слоне" порадует песня, которую сочинил попавший на Землю инопланетный Слон в тоске по родине: "В наших глазах звездная ночь, в наших глазах потерянный рай". Идея дождя из любимых напитков тоже представляется более чем заманчивой, да и Стекольщик, переставший бить стекла под воздействием волшебной силы искусства, кажется довольно любопытной фигурой.
Не может, правда, не возникнуть вопрос, зачем обитатели Волшебного Леса получили такие дикие "фамилии" - Сервиладский, Миксолидийский, не говоря уже о Каллюстрированном. Думаю, это можно объяснить тем, что сказочник Иванов помнил о том, что по основной профессии он рок-музыкант. Даже читая Корнея Чуковского или Сергея Козлова, порой хочется спросить, какие вещества литераторы употребляли перед тем, как сесть за пишущую машинку. А уж у рок-звезды, пишущей необычные сказки, и подавно необходимо поинтересоваться, что он такое курил. Упомянутые прилагательные — лишь спецсредства для усиления странности. Не был бы Ежик Миксолидийским — это меньше походило бы на творчество рок-звезды, чью жизнь и пороки публика любит мифологизировать и романтизировать.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia