"ВОЗВРАЩЕНИЕ СУПЕРМЕНА": ЭТО ПРИШЛО С КРИПТОНА
В картине Роба Райнера "Будь рядом" есть яркий эпизод: пацаны из американской ретро-глубинки решают вопрос, являющийся для них на тот мо¬мент основным: "Кто сильнее, Супермен или Микки Маус? - Конечно, Су¬пермен! Микки Мауса просто придумали, а Супермен был на самом деле!" Уже по этому спору видно, что к 50-м годам образ лету¬чего репортера Кларка Кента настолько укоренился в сознании масс, что они радостно принимали вымысел за реальность. К тому моменту, когда "битлы" объявили о том, что перекрыли популярность Иисуса Христа, Су¬пермен, заставляя брезгливо морщиться снобов от искусства, уже занимал свое законное место в специальном "комиксовом" зале Лувра наряду с Дьяболиком и Барбареллой. Кинематографисты же все как-то не торопились переносить его похождения на экран, оставляя образ изгнанника с плане¬ты Криптон на откуп ТВ и миллионным тиражам рисованных книжек.
Положение изменилось в 1978 году, когда начинающий (до этого он снял лишь шелестящий мрачной торжественностью "Омен") режиссер Ричард Дон¬нер поставил полнометражного "Супермена" для кино и, точно попав в тогдашние настроения Америки под управлением Джимми Картера, возвел характер пришельца в совсем уже немыслимую степень культа. Затем пос¬ледовали два сиквела, доверенные балагуру-абсурдисту Ричарду Лестеру; ныне они благополучно забыты, хотя современникам удавалось обнаружить в них проблески пародийного начала. Того самого, которого так отчаянно не хватает нынешней версии Брайана Сингера.
На дворе шестой год как новый век. В последнее время экранизаторы ко¬миксов научились справляться с не слишком податливым для кино материа¬лом, то привнося в жанр томную подростковую сентиментальность (оба "Человека-Паука" Сэма Рэйми), то усложняя, делая их почти фрейдистски¬ми, сюжеты и мотивации поступков героев, скрещивая "брошюру в картин¬ках" с Теннесси Уильямсом ("Бэтмен: Начало" Кристофера Нолана). Каза¬лось бы, невозможно воспроизводить известную историю Супермена с той прямолинейностью и тем пафосом, которыми отличалась давняя, излишне тягомотная, но милая лента Доннера. Однако именно это создателю "Обыч¬ных подозреваемых" странным образом удалось. Грозовой ночью Кларк Кент (Рут) возвращается в принявший его когда-то фермерский дом в облаке метеоритного дождя, тут же (благодаря теленовостям!) проворным умом смекает, что на Земле и сейчас не все в норме, а дальше... Дальше сле¬дует умопомрачительный набор штампов из всех фильмов об этом суперге¬рое, без единого нового поворота и новой коллизии. Происходящее на эк¬ране вызывает странную смесь жалости (к авторам) и негодования. Уже с пер¬вой минуты ясно, что в редакции своей "Планеты новостей" Кларк будет скромно поблескивать очечками, в другой же своей ипостаси он войдет в горящую избу, остановит на скаку коня и, как заправский Атлант, подх¬ватит на свои плечи множество громоздких предметов. И буква "S" в ром¬бе на его груди будет назойливо напоминать о большом бюджете, хотя так окончательно и не превратится в долларовый знак. Все это может быть интересно пятилетнему Маугли, обитающему в диких джунглях, до которых еще не добралась информация о подобном сверхчеловеке. Всем остальным суждено с точностью до секунды предугадывать, что, где и когда скажут и сделают персонажи. Это занятие немного скрасит их грустную дрему в кинозальной тьме. Некоторое оживление могут привнести и диалоги; такой ахинеи с экрана не доносилось с тех пор, как злосчастный Эрманно Ольми экранизировал Библию: "Кларк, Вселенная огромна!", "Разблокировка Зем¬ли не работает!", "Что это было? - Супермен! - Где же он? - Полетел обратно". Нет уж, воистину старый (образца 1978 года) Кент лучше новых двух.
Трезвые умы возлагали надежды на тщательно проработанную лирическую линию (ведь история Кларка Кента, в первую очередь, история любви!) и на появление Кевина Спейси в роли очередного супостата. Но все новации в знаменитой love story свелись к тому, что прекрасная журналистка Ло¬ис Лэйн (Босуорт) давно уже стала матерью пятилетнего ребенка и влачит свое невеселое существование в обществе заурядного, лишенного интел¬лекта парня, с которым у нее что-то вроде затянувшейся помолвки. Не¬давний фильм Николая Досталя "Коля Перекати-Поле" доказывает, что и из такой тоскливой жизненной ситуации можно сделать шедевр. Но у Сингера вся драма Лоис и Кларка в итоге сведется к бесконечным ночным полетам во сне и наяву. Своего рода утрированный "Романс о влюбленных".
Лекс Лютор, персонаж Кевина Спейси, давний злодей, амнистированный апелляционной комиссией "после того как Супермен не явился в суд", конечно же, более интересен. Одержимый комплексом Прометея босс, мань¬як, поставивший себе на службу кристаллические технологии, пытается создать из своих кристаллов новый континент, затопив опостылевшие Се¬вероамериканские Штаты. Небезынтересная эта идея, однако, быстро раст¬воряется в общей банальности, нивелируется неуязвимым недоразумением в крылатом плаще, смертельно скучным Супер-Кларком, которого не удается уничтожить даже радиоактивным изотопом с родной планеты: "Кто с Крип¬тона к нам придет, от криптонита и погибнет?" Удел мегаломанов, подоб¬ных Лютору и его порочной подружке, как и в "Гиперболоиде инженера Га¬рина" - необитаемый остров. Следует отметить, что грамотная игра Спей¬си лишена здесь привычного блеска. Виной тому - нечеловечески бледный для фильма о нечеловеке сценарий, где просто негде и некуда развер¬нуться. И невозможно не вспомнить гневные слова Фрэнсиса Форда Коппо¬лы: "Почему я не могу снимать то, что мне хочется, а им позволено тра¬тить огромные деньги на фильмы про придурка, летающего по небу?"
Борис Белокуров, InterMedia
«Хоббит: Нежданное путешествие»: Долгожданное путешествие туда и обратно ****
Премьера картины «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, США, Новая Зеландия, 2012, режиссер Питер Джексон, в ролях – Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг) состоялась 18 декабря в кинотеатре «Октябрь».
Хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) – мещанин и обыватель, ведет самую скучную жизнь, пока не встречается с могущественным волшебником Гэндальфом Серым (Иэн МакКеллен). Бильбо находит себя и отправляется вместе с 13 отважными гномами в поход, полный опасных приключений. Цель похода – сразиться с драконом Смогом и вернуть гномам утраченное ими королевство Эребор. Зрителя также ожидают гоблины и орки, гигантские пауки и варги (лучше даже не знать, что это такое), а также волшебники – в ассортименте.
Формально «Хоббит» - приквел нашумевшей трилогии «Властелин колец», если вы помните задумку самого Дж. Р.Р.Толкина, то это адаптированный для детей пролог к волшебной эпопее, первая инъекция сильнодействующего наркотика, превращающего послушных школьников в «толкинутых». Было особенно интересно, как с этим – оригинальной книжкой объемом в 200-300 страниц – справится мегаломан Питер Джексон, если учесть его план по превращению «Хоббита» в трилогию.
Итак, перед зрителем старое доброе, теплое ламповое Средиземье, знакомое иным буквально до дыр в DVD, полюбившиеся герои (Гэндальф, «Моя прелес-с-с-сть» Горлум, Бильбо, Фродо, Галадриэль…), Говард Шор на саундтреке и привычный почти 3-часовой хронометраж. Несмотря на последнее обстоятельство, детально прорисованный, населенный разнообразными интересными персонажами мир Средиземья увлекает и затягивает даже скептически настроенных зрителей, и время пролетает незаметно.
В целом, конечно же, всегда можно высосать из пальца повод придраться к «Хоббиту», но не хочется: это – настоящее приключение для детей от шести лет, не успевших познакомится с книгой, и приятное, порой захватывающее дух погружение в мир Толкина для более старших зрителей. Питер Джексон – прирожденный рассказчик, дополняющий оригинал своими фантазиями, хоть это и может вывести из себя пуристов, бдящих дух и чистоту первоисточника. Это – идеальный вариант фильма для новогодних каникул, и прокатчики об этом прекрасно осведомлены.
Проблема «Хоббита» в том, что излишне информированные зрители считают, что Средиземью (как в свое время Готэму или Хоггвартсу) не помешали бы встряска и переосмысление. Некоторая часть аудитории считает, что «Хоббита» стоило отдать в руки того же Гилльермо Дель Торо, который мог бы стать своего рода Кристофером Ноланом («Темный рыцарь») или Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана). Однако у руля остался Питер Джексон, а зрители получили «Властелина колец 4», простите, «Хоббита».
Также следует немного остановиться на новой – революционной – технологии 48 кадров в секунду, при помощи которой был снят «Хоббит» (напомним, что стандартом по сей день является 24 кадра в секунду). В этом плане реакция зрителей и критиков, увидевших «Хоббита», как оно и было задумано режиссером, неоднозначная: многие считают, что картинка похожа на дешевую телевизионную мыльную оперу, некоторым изображение показалось слишком реалистичным и детальным, некоторым не понравилось «отсутствие обычной преграды» между зрителем и экраном (что бы это ни значило), иных и вовсе стошнило на 10-й минуте. Впрочем, на данный момент неизвестно, будет ли «Хоббит» вообще демонстрироваться в России с запланированной Джексоном скоростью. На всякий случай, мы вас предупреждали и… Добро пожаловать в Средиземье!
PS: Надеемся, что фильм войдет в историю не только как первый фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду, но и как картина, не просто поместившая Новую Зеландию на мировую кинокарту (с этим Джексон справился еще раньше), но и практически в одиночку, благодаря притоку туристов, вытянувшая экономику страны из глубокой, эээ, ямы. Слава Новой Зеландии!
Денис Шлянцев, InterMedia
«Мастер»: Театр двух актеров ***
Пресс-показ картины «Мастер» (The Master, режиссер Пол Томас Андерсон, в ролях – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Патриция МакКормак, Джесси Племонс) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 07 декабря.
США, 50-е. Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), бывший моряк, а ныне – жалкий пропойца без определенного места жительства и рода занятий, зато с психическими проблемами и непреодолимой тягой к слабому полу (даже в кляксах Роршаха Фредди мерещится «манда») случайно – по пьяни - знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).
Додд – весьма занимательный персонаж, он – писатель, мистик и харизматичный гуру, проповедующий новое религиозное учение. К тому же, именно Додд не только открывает во Фредди его истинный талант – смешивать ядерные алко-коктейли из сомнительных ингредиентов, но и пытается принять его в лоно Семьи и направить его на путь истинный. Фредди показывает себя пренеприятнейшим (хотя и по-собачьи преданным) типом, а и его наставник – Мастер! – до самого финала остается темной лошадкой, интригующей зрителя.
Послевоенная Америка – плодородная почав для появления различного рода культов и квазирелигиозных течений. Долгое время вокруг «Мастера» ходили слухи о том, что Андерсон снимает фильм о создателе дианетики и сайентологии Л. Роне Хаббарде. Но то ли Церковь сайентологии оказалась слишком сильна в Голливуде, то ли, что более вероятно, Андерсон не захотел делать чересчур прямолинейную картину, и Ланкастер Додд в безукоризненном исполнении Филипа Сеймура Хоффмана оказался собирательным персонажем. Поэтому зритель после просмотра не сможет внятно сформулировать свое и режиссерское отношение к этому герою – и эта двусмысленность и неопределенность не может не раздражать.
Главная проблема «Мастера» - в том, что, спрятавшись за столь удобный формат (притча) и сняв картину не для широкого зрителя, а для синефилов, Пол Томас Андерсон не смог внятно сформулировать, что, как и почему в этом фильме. Нет, мы не требуем, чтобы зрителю разжевывали и клали в рот все имеющиеся смыслы и подтексты. Но мусолить в течение двух с половиной часов мысль о том, что Куэлл и Додд – стороны одной и той же монеты, недостойно как для режиссера, так и зрителя. Возможно, поклонникам Хаббарда и сайентологии, прошедшим все эти «психологические» обряды, картина покажется более интересной и понятной, но на обычного зрителя она понятным образом наведет скуку.
Сильные (традиционно для работ Андерсона) стороны «Мастера»: актеры (заячья губа, гопнический прононс, сохранившийся при дубляже, болезненная худоба и сутулость Феникса, витальность и жовиальность на грани истерики Хоффмана), саундтрек (авторства Джонни Гринвуда из Radiohead), операторская работа (Михай Малаймер-младший, работавший над последними тремя картинами Фрэнсиса Форда Копполы) и художники по костюмам.
На кинофестивале в Венеции «Мастер», шестой полнометражный фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Нефти», был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу, Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и призом ФИПРЕССИ за лучший фильм. Можно смело делать ставки на то, что Феникс и/или Хоффман получат за свои роли по «Оскару».
Денис Шлянцев, InterMedia
«Самый пьяный округ в мире»: Самогонщики. Made in USA ****
Историческая драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, США, 2012, режиссер Джон Хиллкоут, в ролях – Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гари Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан) выходит в прокат 6 декабря 2012 года.
30-е. США. Великая Депрессия. Сухой закон. Но только не в округе Франклин Каунти, штат Вирджиния – это самый пьяный/«мокрый» округ в мире. Здесь гонят самогон (романтический «moonshine») практически все, шериф и полиция закрывают глаза на поголовное нарушение закона, ведь им не чужд ничего человеческое, а кто откажется от бутылочки, простите, пол-литровой банки с чистейшим кукурузным вискарем?
Однако бутлегерский рай в округе длится до тех пор, пока из Чикаго не приезжает весьма неприятный тип - специальный агент Чарли Рэйкс (Гай Пирс), напомаженный и с выщипанными бровями столичный щеголь, который собирается положить конец торговле алкоголем в округе самыми радикальными методами.
Ему противостоят лишь братья Бондуранты: Форрест (Том Харди), Говард (Джейсон Кларк) и младшенький, Джек (Шайа ЛаБаф) не только успешно ведут семейный бизнес, но и расширяются по мере возможностей. В общем, все как в песне, простите за упоминание, ВИА «Сектор Газа»: «Мы с детства спекулянты, торгаши и алкаши, борьба за трезвость нам приносит только барыши».
Австралийский режиссер (и иногда клипмейкер) Джон Хиллкоут снимает редко, но каждый его фильм, без преувеличения, обращает на себя внимание: будь то вестерн «Предложение» (также по сценарию Ника Кейва) или пост-апокалиптическая философская драма «Дорога» (музыка авторства Ника Кейва и его соратника по The Bad Seeds Уоррена Эллиса).
«Самый пьяный округ в мире» - не исключение. В Каннах фильм получил номинацию на
Золотую пальмовую ветвь, и вполне способен достойно проявить себя в гонке за «Оскарами». Сценарий опять написан Ником Кейвом, но не с нуля, а по документальной книге Мэтта Бондуранта (внука знаменитых братьев-бутлегеров). За саундтрек – деликатные и аутентичные кантри и фолк-песни – ответственность разделили все те же Кейв и Эллис. Оператор Бенуа Дельхомм («Мальчик в полосатой пижаме», «Маркиз де Сад») бережно перенес на экран меланхоличную осеннюю прозрачность американского Юга.
Ну и, конечно же, блестящие актеры: безжалостный гангстер Флойд Баннер (Гари Олдман), молчаливый и наделенный недюжинной силой и волей к жизни Форрест (Том Харди), его преданная помощница Мэгги (Джессика Честейн), вызывающий страх и отвращение Гай Пирс, свежая и утонченная дочь мормонского священника (Миа Васиковска). Даже Шайа ЛаБаф в кои-то веки не портит картину: видимо, пришла пора чистить карму, безнадежно подпорченную Майклом Бэем и «Трансформерами».
Двухчасовой хронометраж не дает зрителям заскучать, а шокирующие сцены насилия (в кадре спокойно сворачивают кастетом челюсти, перерезают горло и отрезают тестикулы) приятно бодрят и насыщают кровь адреналином. Грязь ощущается физически, а дух первача шибает в нос.
Помимо, собственно, кинематографического кайфа от того, как круто и профессионально все сделано, поневоле задумываешься, почему автор представляет нарушителей закона в романтическом свете, чуть ли не героями, в то время как шериф и полицейские выглядят коррумпированными и трусливыми сволочами, а спецагент Чарли Рэйкс – и вовсе исчадием ада.
Возможно, проблема в своеобразном понимании пресловутой «американской мечты»: предприимчивые люди всегда найдут способ пробиться на вершину. Закон, как известно, что дышло, к тому же, «сухой закон» – глупость же несусветная! И в этом плане российские зрители поймут и одобрят действия героев.