"ЗВЕРИ" - "ОЛИМПИЙСКИЙ"
Спустя полтора года после концерта "Зверей" в "Олимпийском" его запись издана на диске. Выступление впоследствии удостоилось премии "Муз-ТВ", так что посмотреть его имеет смысл не только фанатам Ромы Зверя, но и тем, кто вообще интересуется состоянием дел в отечественном поп-рок-мейнстриме. В принципе, это пример того, как у всех всЈ получилось: публика с удовольствием проорала песни кумиров, "Звери" собрали 15 тысяч народа и оправдали их ожидания. Как бы вы ни относились к "пэтэушному" образу и песням Ромы, ответственный концерт его группа отработала отменно. Остальное — частности, тем не менее на них мы и остановимся.
Торжественное "интро" было несколько смазано… появлением самого фронтмена. После вступительных аккордов, напоминающих "арийскую" "Волю и разум", вышел Рома и запел совсем другую песню — "Камикадзе". Девочковую аудиторию это, представьте, совсем не расстроило — напротив, зал зашелся в счастливом вопле. Как признался позднее г-н Зверь, в этот момент он перестал волноваться, что на концерт никто не придет, и начал волноваться о другом: что надо отыграть программу, не сорвав голос и сохранив силы для финала. Зритель же DVD в этот момент поймет, что весь профессионализм музыкантов группы "Звери" для собравшейся в "Олимпийском" публики — лишь скромное дополнение к пению и ужимкам харизматичного Ромы. Собственно, он мог и почти вообще не петь: зал был готов подхватить программу с любой строчки, что порой и происходило. О реакции фэнов на жесты и переодевания солиста и упоминать излишне: каждое движение встречалось воем восторга. В такой обстановке вызывает уважение стремление "Зверей" как-то выйти в "Олимпийском" за рамки обычного концерта. Например, на сцене лился "дождь" и извергался огонь. Взаимодействия с пиротехниками отрепетировать не успели, и те действовали на свой страх и риск — точнее, на Ромин, поскольку взрывы в какой-то момент его ослепили, оглушили и вынудили отпрыгивать подальше от "эпицентра". В номере "Фабрика грез" фронтмен взгромоздился на какую-то конструкцию, которая вознесла его почти под потолок: внизу тем временем маршировали танцоры, а на экране справа от сцены громоздились анимационные унитазы. Тем не менее протестный пафос этой песни воспринял, пожалуй, только благожелательный "Олимпийский". Две песни — "Напитки покрепче" и "О любви" - "Звери" исполнили в сопровождении многочисленной симфонической группы под руководством японского дирижера. Благодаря акустике зала, их героизм остался почти незамеченным: для достигнутого результата, в результате которого в "зверских" аранжировках стало больше струнных, хватило бы, пожалуй, и пары скрипок. Да и зрителям, повторюсь, важнее было услышать любимые песни — и они прозвучали ("Южная ночь", "Маленькая "с", "Напитки покрепче", "Просто такая сильная любовь", "Дожди-пистолеты", "Кольцевая", "Все, что касается", "Районы-кварталы" и т.д.).
Тем, кому оказалось мало концертного зрелища, предлагаются еще бонусы, где о прошедшем шоу рассуждают лидер, продюсер и музыканты "Зверей". Александр Войтинский, страшно гордящийся тем, что за три года группа прошла путь от отправления ее кассет в мусорные корзины программных директоров до полного "Олимпийского", говорит важную для понимания феномена "Зверей" вещь: "Не надо никого удивлять. Мы сыграли на образе простого парня. Рома на сцене такой, какой он есть, не нужно обманывать зрителя". Сам Зверь, вспоминая концерт, не забывает отметить, что группа "всегда играет очень хорошо, и с этим поспорить никому не удастся". Мы и не спорим. Заметим лишь, что без профессионального аккомпанемента с дворовой манерой пения Ромы смириться было бы куда сложней.
Марк Радель, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia