"ТОКИО" - "PULS 200"
Если в недавнем прошлом группы, подобные "Токио", преподносились пиар-службами в качестве долгожданного открытия и нового слова в музыке, то теперь мелочиться не принято. "Лучший рок-проект года" - и баста. А кто сомневается, тому предъявляется матрешка MTV RMA: малоизвестная и не шибко любимая в народе команда "Токио" стала, пожалуй, главной сенсацией церемонии, унеся статуэтку в этой номинации. Русский сектор Интернета, услышав название проекта-победителя, начал прочищать уши и изумленно спрашивать друг у друга по сети: "Кто? "Токио"?! Как такое может быть?" Ну, если официально, то за группу "Токио", уже несколько лет без особого успеха маячащую во второй лиге русского поп-рока, проголосовало в категории "рок-проект" наибольшее количество зрителей. Вы в это верите? А придется поверить, ведь правду мы узнаем в лучшем случае из мемуаров какого-нибудь уволенного функционера MTV. Версии же могут быть самые разные — от банального, но очень толстого, конверта от продюсера до маркетинговой политики "MTV-Россия": чтобы о церемонии говорили, нужны спорные, почти скандальные победители. Немного, одного вполне достаточно. В прошлом году это была "лучшая певица" Жасмин, в этом — "Токио"; спонсоры у них, кажется, все же разные.
Вышесказанное, впрочем, не отменяет того факта, что к прослушиванию нового альбома "Токио" большинство людей приступит с вопросом: и это пластинка лучшего рок-проекта года? (Хотя выпускающая фирма, к ее чести, в рекламной кампании не очень педалирует факт награждения.) Диск у Ярослава Малого и Ко получился довольно крепким, но на лидерство ну никак не претендующим. Несмотря на то, что в преддверии релиза и интервью нужной степени скандальности состоялись, и клипы были запущены в эфир, представить население, распевающее песни "Токио", все еще сложновато. Разве что композицию "Если да", мелодически перекликающуюся с "Хочешь" Земфиры, и порядком уже заезженную "Кто я без тебя", которую снабдили крайне неудачным, на мой взгляд, клипом с кадрами из "9 роты". Вегетарианская музыка "Токио" очень слабо соотносится с батальными сценами, да и вообще с понятием "рок". Песням альбома очень сложно сопереживать, потому что прекрасно слышно, что главной движущей силой в творчестве Ярослава Малого является самолюбование: в каждом звуке чувствуется наслаждение его совершенством (в представлении группы "Токио"), солист тащится от своей манерности, заменяющей внятные вокальные данные, а смесь живых гитар с электронными инструментами позволяет "токийцам" считать, что они открыли то самое новое слово в музыке. Не открыли, потому что вышеперечисленный набор качеств альбома совершенно не работает в отсутствие в песнях и голосе вокалиста харизматичности. Хорошо аранжированные, но беспробудно вялые, треки воспринимаются скорее как фон, чем как хит-синглы; что-то в музыке "Токио" есть от трип-хопа, но зачем тогда называть себя рок-проектом? В принципе, группа продолжает традиции аполитичных и зацикленных на "модности звука" "Сегодня ночью", "Свинцового тумана" и "Мультфильмов", но практика показывает, что к таким командам публика остается гораздо равнодушнее, чем им бы хотелось. Потому что зрители не любят, когда им пытаются впарить пустоту в красивой обертке.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia