"РАНЕТКИ" - "РАНЕТКИ"
Эту картину вы наверняка наблюдали в метро или на улице: стайка девочек-подростков что-то живо обсуждает. Почему-то девочки-подростки делают это нарочито возбужденно — громко, чуть ли не со взвизгиваниями и с постоянным хихиканьем. Ну а уж дружеские реплики "ты чего, дура вообще?" звучат в этих обсуждениях чаще любой другой фразы. Среди барышень попадаются и очень симпатичные особы, однако в однополой девичьей компании разглядеть это сложно, потому что выделяться там не принято.
"Ранетки" - музыкальный аналог такой галдящей девичьей компании. Пятерка тинейджериц поет в унисон, говорит тоже одновременно, и даже "фамилии" у них одинаковые. Чтобы отличить, например, Наташу Ранетку от Ани Ранетки, нужно предпринимать специальные усилия. Немножко выбивается из коллектива поющая красавица-барабанщица Лера Ранетка, но остальные яростно оспаривают ее лидерство, к примеру, нещадно перебивая Леру в интервью. Вообще продюсерам "Ранеток" пока явно не до разработки индивидуальных историй участниц групп: если команда протянет еще хотя бы несколько лет, во взаимоотношениях между участницами неизбежно появится какая-то драматургия. Однако на сегодняшний день ставка делается на сплоченную девичью банду, в которой — по крайней мере, для публики - нет лидеров и исполнителей второго плана.
Кстати, "девичью банду" ни в коем случае здесь не стоит путать с "герлз бэнд" - во-первых, продюсеры сознательно избегают демонстрации эротизма, во-вторых, "Ранетки" играют рок. Конечно, их телеги о подражании Rolling Stones оказались всего лишь красивой фразой из пресс-релиза. Но при всей легкомысленности саунда у девчонок получается достаточно вкусный поп-рок или, если угодно, колледж-рок. В нем нет никакого тяжелого драматизма, характерного для песен более взрослых рокеров, но задорного хулиганского драйва хоть отбавляй. В принципе, это та самая мажорная и аполитичная музыка, которая с трудом приживается в России, в искусстве привыкшей потреблять либо переживания высокого градуса, либо совсем уж безвкусную разнузданность. Промежуточные варианты здесь практически не приживаются, но у "Ранеток" есть неплохие шансы эту традицию нарушить, ибо группа не претендует на всеобщую любовь, работая для строго определенной целевой аудитории. Попросту говоря, для таких же девчонок - рисуя для них позитивную картину мира со знакомыми признаками в виде мальчиков-ровесников, красивой весны и мечтаний о любви. При этом, несмотря на неминуемые текстовые разлуки, обломы и печали, "Ранетки" не дают сверстницам ни единого повода порыдать в подушку — все юношеские проблемы представлены в виде пустячных временных неприятностей, преодолеть которые для нормальной девчонки раз плюнуть. Если добавить сюда полдюжины удачных рефренов ("Это все о ней", "Она одна", "Зима", "Он вернется", "Ангелы"…), можно прогнозировать дебютному альбому большую востребованность. Конечно, никаких Америк "Ранетки" не открыли, но и без прямого подражательства успешно обошлись. Похожий настрой на заре карьеры демонстрировало, например, трио "Лицей" - но у "Ранеток" нет этих заученной пластики "роботов-гитаристов". От другой актуальной выразительницы интересов юношества — певицы Максим — квинтет отличают более жесткие аранжировки и больший оптимизм текстов и мелодий. Есть в "Ранетках" и что-то от лидеров женского рока Арбениной и Рамазановой — к счастью, пока не в стихах. Кстати, наименее удачными номерами на дебютной пластинке девчонок оказались самые веселые кричалки "Наслаждайся", "Алиса" и "Мы Ранетки": все-таки песни о наплевательском отношении к проблеме слушать интереснее, чем речевки девушек, у которых вообще нет никаких проблем.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia