КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ: "МАТ — СВИДЕТЕЛЬСТВО ПОДЛИННОСТИ"
"Театр. Он свободнее. В нем меньше денег и поэтому больше полей для эксперимента. Хотя сознание театральной публики тоже косное. Быть радикальным в театре сложнее, чем в кино. Для любого радикального фильма найдется фестиваль, где его покажут. На фестивале фантастики, на фестивале геев и лесбиянок, на фестивале "кино без пленки" и так далее. И всегда найдутся люди, которые рано или поздно скажут: "Да, в этом что-то есть…" А театр весь "здесь и сейчас", и если люди сейчас не поймут, то завтра этого уже никто не увидит".
(О СВОЕЙ ТЯГЕ К ЭКСПЕРИМЕНТАМ)
"Мне постоянно кажется, что я сделал нечто очень классическое. Замах на тысячу, а результат на рубль. Не получается сделать то, что я хочу. Фильм "Изображая жертву" наиболее близок к желанной цели, но и он не идеален".
(О ПРОБЛЕМАХ ПРИ ПЕРЕНОСЕ НА ЭКРАН ПЬЕСЫ "ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ")
"Когда мы стали писать сценарий, то напоролись на вилы, потому что упорно получался телеспектакль. Была и другая проблема — в пьесе персонажи условны. А в кино они должны быть со своим прошлым и со своим бытом. Каждый актер должен вносить на экран какой-то жизненный шлейф. Все это я уже проходил в своем первом фильме "Раздетые" и тогда с этим не справился. На этот раз вроде удалось преодолеть сопротивление материала".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ФИЛЬМА "ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ")
"Разве что фестивальные. Даже "Борат" стоил 18 миллионов долларов, а что в нем, кроме имитации реалити-шоу? Кино, как ни крути, — дорогое искусство. По малобюджетному проекту профессионал может оценить способности режиссера и актеров, вот и все. А зрителю не объяснишь, что денег было мало, что мы бедные, но талантливые. Зрители приучены к зрелищу — либо к тому, которое их поражает внешне, либо к тому, которое их трогает внутренне. "Ведьма из Блейр", снятая за тридцать тысяч долларов и собравшая тридцать миллионов, — не показатель. Хотя я и считаю, что можно снять хороший фильм, не выходя из комнаты".
(ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛИ НЕ ВОСПРИНИМАЮТ МАЛОБЮДЖЕТНОЕ КИНО)
"Для них важно, что в картину вложено много денег, труда, времени. Важно, какой пиджак на герое, каков цвет стены, на которую он опирается, какой сигаретой затягивается. В фильме не может быть ничего случайного, все должно быть тщательно продумано и подготовлено".
(О СЛУЧАЙНОСТЯХ НА СЪЕМКАХ)
"Войдет ли это в фильм, зависит от режиссера. Он может допустить лишь такую случайность, которая укладывается в нужную ему закономерность. Мне рассказывали, что когда в "Калине красной" снимался кадр с мертвым героем, в кадр вбежала собака и стала лизать Шукшина. Оператор выключил камеру и заорал: "Уберите пса!" Шукшин чуть не убил его за это, потому что был упущен гениальный момент. Если у тебя есть цель, случайности приманиваются и летят на свет неслучайных вещей. Само пространство дарит их тебе".
(КАК ПЕРЕВОДИЛ МАТ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПОКАЗОВ "ИЗОБРАЗАЯ ЖЕРТВУ")
"С большим трудом и большими потерями. Ну, как перевести вот эти самые слова? Я еще в Америке на спектакле столкнулся с тем, что матерный монолог Хаева не производит никакого впечатления. "Фак" и "фак" — ничего особенного, они это каждый день слышат по телевизору и в кино. Я запаниковал, потому что для нас это был отдельный цирковой номер — барабанная дробь, и Хаев начинает материться. Мы стали выкручиваться и придумали, что его герой сходит с ума и гоняется за обвиняемым с пистолетом. Вот когда страж закона засовывает в рот арестованному пистолет, до американцев доходит, что происходит нечто экстраординарное и ужасное. А вообще, лучше снимать без слов. Есть у меня такая мечта".
(О МАТЕ В ИСКУССТВЕ)
"Это вопрос раздвоенности нашего сознания. Оказывается, в великом и могучем русском языке есть группа слов, которые всем знакомы и многими употребляются в быту, но вот в искусстве их допускать нельзя. Почему нельзя? По-моему, это двуличие и ханжество по отношению к собственной речи. Эти слова — всего лишь эмоциональное обозначение некоторых частей тела и действий, которые они выполняют. Огромное количество интеллигентных и образованных людей пользуются матом. В этом году действительно случился прорыв, и несколько слов русского языка нашли место в тех ситуациях, где они необходимы. Не может наш герой в этой ситуации произносить другие слова. И в "Эйфории" сельские жители не могут говорить языком Тургенева или Бунина. И в "Живом" солдаты не способны говорить без мата. То, что мат звучит с экрана, — всего лишь честность перед собой и перед зрителями. Мат — свидетельство подлинности. <…> Я не против этикета, но культура все же не в том, чтобы не произносить слово из трех букв. Культура — в понимании того, как устроен мир и в ответственности перед другими. Если в нашем разговоре редактор заменит или устранит нецензурные слова, которые я иногда произношу, это нормально. Интервью — не стенограмма. Искусство — дело другое. Оно вне зоны этикета. Оно нащупывает и расшатывает границы дозволенного и допустимого. Грубо говоря, если художнику важно сочетание зеленого и фиолетового, то неважно где — на трупе ребенка или на разрисованной стене. В искусстве возможно все. И только очень несведущие люди могут говорить, что искусство призывает. Если так, то "Анна Каренина" — это призыв изменять мужьям".
(ЕСТЬ ЛИ У НЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ СРЕДИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ)
"Профессия режиссера — одиночная. Есть люди, близкие мне по художественным взглядам, но это не обязательно мои ровесники. "Новая волна" во Франции была связана с социальной революцией и сменой вех, а мы живем в асоциальном пространстве. У нас опять безальтернативные выборы, и мы с этим соглашаемся, потому что уверены в том, что от нас ничего не зависит и все будет так, как нужно людям наверху, а не нам самим. В России все спят, а потом берут кувалду и начинают громить. Так было и так будет. Мы, к сожалению, не ответственны за то, что будет со страной, в которой мы живем. Французы совершили революцию, чтобы люди имели права и гарантии. Когда государство посягает на права студентов, миллионы выходят на улицы. А у нас что должно произойти, чтобы люди вышли на улицы? И надо ли, чтобы они выходили, потому что в результате прольется кровь совсем не тех, кто виноват. Будет, как в "Репетиции оркестра" Феллини, где погибает арфистка. Французы знали, против чего протестуют. А мы? Против лжи? Но эта ложь не только в правительстве или президенте, а в нас самих. А наверху те, кого мы сами туда и посадили. Поэтому и нет сегодня русского кино как идеологически-эстетического направления. Оно есть в восточном кино, потому что у них идеология рывка-качка-вызова. Им нужно пробиться. А мы — межарочное пространство..."
("Новые известия", 26.01.07)
Хоакин Феникс не хочет получить «Оскар»
Актерская игра Хоакина Феникса в «Мастере» Пола Томаса Андерсона в любом случае будет оценена премией «Оскар», считает Vulture, впрочем, сам актер пренебрежительно отзывается о призе Американской киноакадемии.
Так, он сообщил в интервью изданию Interview: «Думаю, что это полная чушь. Я не хочу быть частью этого. Я в это просто не верю. Это морковка, но худшая на вкус из всех, что я пробовал. Это полностью субъективная награда… И самая глупая вещь во всем мире».
Брэд Питт: «Я бы с радостью поработал в Болливуде»
Брэд Питт признался, что упустил возможность поработать с актрисой Айшварией Рай в картине «Троя», но заявил, что всегда хотел записать танцевальный номер в стиле Болливуда.
Таким образом, популярный голливудский актер присоединился к Тому Крузу и Хью Джексону, звездам, которые в свое время выражали желание работать в Болливуде.
— Индийский кинематограф, кажется, неплохо развивается. Я бы с радостью поработал в Болливуде, в этих картинах много драмы и цвета. Пока неизвестно, когда я решу отправиться в Болливуд и сняться в этом танцевальном номере со всеми актерами на заднем плане, — сообщил в интервью Брэд Питт.
Джуд Лоу: «Мы хотели бы сняться в “Шерлоке Холмсе 3”»
Исполнитель роли доктора Ватсона в обеих картинах Гая Ричи о знаменитом сыщике Джуд Лоу сообщил в интервью Collider, что он и Роберт Дауни-младший были бы не прочь сняться в третьей части «Шерлока Холмса».
Напомним, что вторая серия собрала в мировом прокате более $540 млн, а студия Warner Bros. уже наняла сценариста Дрю Пирса («Железный человек») для работы над третьей серией.
— О третьей части уже идут разговоры, я знаю, что обсуждается сценарий, но Дауни и я, мы очень занятые парни. Впрочем, мы бы хотели сняться в третьей серии. Мы очень счастливы работать вместе, — сообщил Джуд Лоу.
(Totalfilm.com, 18.09.12)