МИХАИЛ КОЗЫРЕВ - "МОЙ ROCK-N-ROLL. ТРИЛОГИЯ. ТОМ 1" ****
Первый, "черный", том козыревской трилогии начинается со следующей фразы: "Эта книга создавалась не в самый благополучный период моей жизни". После чего читателю предлагается издание такого полиграфического качества, которое в рок-н-ролльной литературе встречается нечасто. "Альбомный" формат, амбициозный макет с журнальным, а не книжным количеством подверсток, гигантское число фотоиллюстраций и внушительный массив более чем осмысленного текста (о чем ниже) — если такого медведя Козырев заваливает "не в самый благополучный период жизни", на что же он способен в благополучный? Впрочем, в этом весь Козырев: скромный том воспоминаний его бы не согрел, а вот пестрый и продуманный трехтомник — тот минимум, на который он бы согласился. Думается, если Козырева после этой книги придут арестовывать (например, за главу, где он с уважением отзывается о Борисе Березовском), Михаил Натанович убедительно расскажет группе захвата, в чем они не правы, и, как Миледи Фельтону, предложит им забрать кого-нибудь другого — они послушаются. (Меня всегда поражало, что Козырев с равной степенью страсти и проникновенности проповедовал любовь к качественному мейнстриму на "Максимуме", русскому року на "Нашем радио", зарубежной коммерческой псевдоальтернативе на "Ультре" и советской эстраде в "Неголубом огоньке".) Приступая к чтению этой книги, не сомневайтесь, что Козырев заполнит собой тот же объем, в каком он был представлен в любых своих предыдущих проектах — порой казалось, что все звезды "Нашествия", "Земли-воздуха" и "Чартовой дюжины" играют массовку при единственной настоящей звезде, Михаиле Козыреве. Трилогия эту ситуацию не меняет; она не биографическая, а автобиографическая, хотя Козыреву хватило самоиронии не ставить себя на одну доску с, например, Бродским и честно признать, что встреча с поэтом не была, что называется, "двусторонней". Замечу не без удивления, что в этой книге "козыревоцентрическая" система мира практически не раздражает: когда в разделе "13 интервью" он решает обойтись одними ответами, опустив вопросы, читатель начинает ощущать нехватку автора. Диалог сильных игроков читать интереснее, чем монолог одного из них.
Как вы, наверно, уже знаете, трилогия имеет довольно затейливую структуру: Михаил все поделил на 13 и раскидал по томам. В первый вошли 13 встреч, 13 провокаций, 13 интервью и 13 черновиков. Дальше нас ждут чертовы дюжины советов будущим звездам, стихов, FAQ, мгновений, радиостанций, дел, приколов, фестивалей и присяжных — и не исключено, что следующие тома удостоятся отдельных рецензий. Под черной обложкой наибольшую ценность представляют "Встречи" и "Провокации". "13 встреч" - хроника человеческих и профессиональных отношений Козырева с виднейшими музыкантами (а также с Березовским, Бродским и Гришковцом): знакомства, споры, ссоры, продвижение песен, фестивальные случаи… Козырев — очевидец и участник многого: в главах про "Алису", Макса Фадеева, Бутусова, Земфиру и Мэрилина Мэнсона читателю гарантированы открытия чудные (ударение не любой слог, кроме последнего). Наименее захватывающими выглядят истории о музыкантах, не создавших Козыреву никаких проблем — хвалебные главы об "Агате Кристи", "Би-2" и Диане Арбениной можно пропустить без сожаления. Почти во всех главах "на полях" даются комментарии действующих лиц, их взгляд на упомянутые в тексте ситуации: получается будто бы сценарий радио-, а еще лучше — телепередачи. Может, они еще и будут сняты. Говоря словами Березовского, "ты же понимаешь, Миша, что такая власть долго не продержится".
А "Провокации" - это рассказы о самых скандальных песнях, попавших или не попавших в эфир не без участия автора книги. Козырев раскрывает радийную кухню, а заодно, иногда путаясь в названиях своих радиостанций, приводит эксклюзивные подробности: о том, почему Михей так и не записал вторую пластинку; зачем радиоисторию Земфиры начали с песни "СПИД"; как всем понравилась шутка "Запрещенных барабанщиков" про негра, о чем Козырев, давший добро на запуск ее в эфир, до сих пор жалеет; почему "Путин и Христос" "Несчастного случая" не попала в "Неголубой огонек"; как ныне имеющий непосредственное отношение к программированию эфира "Наше радио" коллега полностью согласился с Константином Кинчевым, что "зверя лечит только отстрел". Очень познавательно, и есть о чем задуматься.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia