"НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ" — "БОННИ & КЛАЙД" ***
Диане Арбениной не следует давать интервью в преддверии релиза. Артистку часто несет, в запале она начинает изъясняться красивыми фразами, которые при более пристальном рассмотрении оказываются бессмысленными пустышками. И ладно бы это были просто помпезные формулы о "дерзновенности фатального снайперизма" - в конце концов поклонники, впадающие в транс от песен Дианы, с не меньшим восторгом воспринимают и ее однообразные надрывные проповеди. "В этом нет наигрыша, это действительно ее жизнь", - писала мне одна поклонница, с которой мы не сошлись в отношениях к высказываниям г-жи Арбениной. Пусть так, но перед выпуском "Бонни и Клайда" эта искренняя женщина-поэт в одном из интервью обозвала всех отечественных рокеров "шансоном", себя же причислив к настоящему рок-н-роллу. На самом деле, серьезное заявление, сквозь призму которого мы и рассмотрим достоинства свежей пластинки "Ночных снайперов".
Говоря коротко, в музыке Дианы Арбениной никогда не было столь мало рок-н-ролла, как в "Бонни & Клайде". Даже когда "Ночные снайперы" были акустическим дуэтом из Магадана, их музыка не страдала столь навязчивой кабареточностью, как новый альбом. "Бонни & Клайд" полностью повествует о любви, что придает ему нервности, которая пытается притворяться женственностью. Диск получился чрезвычайно бабьим, навязчиво демонстрирующим слабость — а средства для этой демонстрации выбраны в основном шансонно-кабацкие. Не могу сказать, что у сегодняшней Дианы Арбениной это звучит неорганично, но из интервью слова не выкинешь: какое отношение к рок-музыке имеет женщина, красиво страдающая на грани романса и избыточно упивающаяся своим страданием? Да никакого, собственно. Нулевой результат подтверждается и приглашением Шуры Би-2 на роль саунд-продюсера. Космополит-меломан, знающий толк в музыкальных трендах, вряд ли был способен нарулить рок-н-ролльный звук, да и звали его, скорее всего, не за этим. В итоге практически все аранжировочные виньетки нужно выискивать с лупой, потому что арбенинская вокальная манера противоречит шуриным звукорежиссерским находкам. Любопытствующим поклонникам "Би-2" вряд ли удастся насладиться новым проявлением таланта своего любимца — уж больно шансонирующая Диана отвлекает. Ну а тем, кто числит в кумирах лидера "Ночных снайперов", усилия саунд-продюсера вообще побоку: Арбенина страдает! дерзновенность горюча! какие там могут быть еще тренды?! Эти размышления замечательно иллюстрируются двумя присутствующими на диске кавер-версиями — мелодия заглавной песни была позаимствована у группы Thirteen Sense, записавшей саундтрек к фильму "Прирожденные убийцы", а "Цыганский блюз" - у Mars Volta. Если Арбениной захотелось бы по каким-то причинам утаить от фанатов имена истинных авторов, поклонники (если только они по совместительству не знатоки мировой музыки) без малейших сомнений приняли бы эти вещи за собственные произведения Дианы: ее здесь гораздо больше, чем духа западных оригиналов.
Львиная доля успеха "Ночных снайперов" объясняется великолепным умением г-жи Арбениной торговать собственными эмоциями: берут, метут с прилавков ее переживания, богатые, как для анатомического театра. Коммивояжерский опыт растет и все чаще полностью вытесняет саму музыку. Здесь пустить слезу, здесь глубокий вздох, здесь изобразить откровенность — и мелодиями можно не заморачиваться: и так купят. Тем, кому эти страдания кажутся слишком искусственно просчитанными, альбом "Бонни & Клайд" покажется одним длиннющим треком. С редкими исключениями в виде "Актрисы" и "Земляничной". Хорошие песни, почти рок-н-ролл. Рекомендую.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia