"АКВАРИУМ" - "ТУР" ****
Вместо очередной вариации на тему концертного "грейтест хитс" "Аквариум" порадовал легкой, но вместе с тем глубокой документальной зарисовкой, снятой в туре "Беспечный русский бродяга". Группа Бориса Гребенщикова независимо от состава населяющих ее в данный момент музыкантов всегда была чем-то большим, чем просто сообщество людей, спаянных профессиональными интересами. "Нам друг с другом не скучно", - говорил БГ, и, право, стоило допустить в "Аквариум" на три недели съемочную бригаду, чтобы в этом мог убедиться всякий неравнодушный зритель. Хотя фильм начинается ровно так же, как любой видеоконцерт — с кадров с заполняющими зал зрителями, - в дальнейшем режиссеры Григорий Хвалынский и Максим Матушевский ловко соскакивают с накатанных рельсов и устремляются в леса и поляны средней полосы России. Натурально: первая песня "Беспечный русский бродяга" сначала сопровождается концертными кадрами, а затем иллюстрируется съемкой бродящих по лесочку и достающих из-за пазухи припрятанную водку музыкантов "Аквариума". Получается такой будто бы клип в стилистике "Утренней почты", которая любила загнать советских эстрадных звезд петь свои идеологически выдержанные песни, бродя среди березок и глядясь в озера синие. Однако же "Тур" сформирован еще интереснее: 15 прозвучавших композиций служат то фоном для высказываний участников "Аквариума", то высказывания сами объясняют и дополняют эти произведения. В мифологии группы крайне важную роль играет понятие "естественность": в фильме несколько раз звучит сие слово, но главное, что "документалка" ничуть не противоречит этому понятию. Если, скажем, программа "Муз-ТВ" является продуктом сговора телевизионщиков и звезды, какими аспектами гастрольной жизни последняя должна повернуться к зрителю, то "аквариумисты" в кадре ничего не изображают, а просто живут. Единственным, наверно, отличием от обычного турового быта стали многочисленные интервью, смонтированные, впрочем, в ненапряжной, дружеской манере. А потом выясняется, что совершенно естественным образом, без мессианства и назидательности, группа "Аквариум" за час нарисовала коллективный автопортрет. Гребенщиков описывает мистический процесс сочинения песен, а затем раскрывает "аквариумовские" технологии внутригрупповой работы над ними — остальные музыканты подтверждают сказанное лидером. Отношения в коллективе, взаимодействие с алкоголем и Богом, любовь к женщинам, ориентиры в музыке — все, что вы хотели знать о людях "Аквариума", но боялись спросить, в ненавязчивом режиме сообщается вам за какой-то час. Не поговорили разве что о политике, ну да и черт с ней. Приятно, что ироничной философией "Аквариума" прониклись и авторы фильма — особым удовольствием может стать наблюдение за титрами. Рассуждающие о группе Андрей Макаревич и Борис Акунин, например, представлены титулом "друг БГ" с меняющимися подзаголовками типа "тоже музыкант" или "писатель".
На диске №2 представлены бонус-материалы, подкупающие доскональностью. Борис Гребенщиков подробно рассказывает об альбоме "Беспечный русский бродяга", и не только, а Акунин с Макаревичем говорят об "Аквариуме" то, что не вошло в основной фильм. Есть также два концертных клипа, но самое главное — это видеопредставление музыкантов группы. Наиболее лаконичным оказался Гребенщиков, заявивший буквально следующее: "Я не имею качеств и свойств. Про меня нечего сказать". К счастью, про остальных говорится (ими самими и коллегами) куда как подробнее. И не только об "основном составе", но и, например, о звукорежиссерах и штатном "аквариумовском" художнике по свету Марке Соломоновиче Брикмане, колоритном старичке с внешностью рок-звезды.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia