"МУМИЙ ТРОЛЛЬ" - "АМБА"***
Спортивным журналистам проще — по крайней мере с выработкой критериев, о ком писать. Прибежал быстрее всех, набил морду всем соперникам, забил три гола — вот ты и на первых полосах. Неудачники никому не нужны и не интересны, за редким исключением типа сенсационных подробностей внезапного поражения. Правда, иногда слишком четкое соблюдение принципа восхвалять победителей и молчать о проигравших играет со спортивными репортерами злую шутку. Стоит, например, футбольной команде "Трубопрокатчик" случайно (дурацкий рикошет; шальной пенальти; форвард голову подставил) выиграть три матча подряд, как соответствующая пресса, захлебываясь от восторга, начинает писать о том, что "Трубопрокатчик" демонстрирует лучшую игру в мире: пусти его сейчас в Лигу Чемпионов — порвет все "миланы" с "челсями", не иначе. Ах, как жаль, что "Трубопрокатчик" не имеет права играть в Лиге Чемпионов. Но вот удача от "Трубопрокатчика" отворачивается, одно поражение следует за другим, команда обосновывается в опасной близости к зоне вылета — и что же пишет наш спортивный собрат? Известно что: что команда недоукомплектована, тренер потерял бразды управления "Трубопрокатчиком", да и вообще с футболом в регионе давняя беда. Я проверял специально, фамилии сверял: это пишут ровно те же люди, которые месяц назад прочили "Трубопрокатчику" все мировые призы. Если сомневаетесь, поднимите подборку публикаций за последние три месяца о самарской команде "Крылья Советов", которая сначала почему-то выиграла несколько матчей подряд, а теперь почему-то почти все время проигрывает. В музыке девиз "самое красивое в футболе — счет на табло" не канает совершенно. Напротив, многие рецензенты уверены, что группа тем хуже, чем больше дисков она продала, и стараются писать в первую очередь о музыкантах, которые вообще ничего не продают и почти никому не известны. Есть и священные коровы: порой создается ощущение, что тексты панегирических рецензий на альбомы "Гражданской обороны", "АукцЫона" и любых сольных проектов Леонида Федорова пишутся еще до знакомства с продуктом.
"Мумий Тролль" до священной коровы пока не дотягивает, хотя несомненное влияние команды на изменение здешнего музыкального пейзажа до сих пор производит сильное впечатление на некоторых "акул пера". Уж так они привыкли к тому, что Илья Лагутенко, как бы резвяся и играя, то и дело выкидывает талантливые коленца, что даже провальный альбом "Точно ртуть алоэ" осмелились покритиковать только лет через пять после выхода. С тех пор у "МТ" случались разного качества пластинки — то проходные, то освещенные искрой божией, то пафосные, то ироничные. Группа отточила саунд, временами звуча, что твой "Парк Горького", Лагутенко довел до бесстыдного совершенства свой поэтический метод; на "Амбе", в песне "Когда ты была" (девочкой) встречаются строки "влюбиться в друга деда, сбежать до края света, желанье отравиться, что не так сложилось лето", и они, похоже, о чем поется, то и значат. Тем не менее хайп, шумиха вокруг "Амбы" выглядит чрезмерной и, в общем-то, бесполезной. Группа честно и профессионально сделала свою работу, в том числе и по пиар-поддержке диска: Илья Лагутенко раздал подобающее количество одинаковых интервью, в каждом из которых нашлось место рассуждениям об этимологии слова "Амба" и почему-то о концерте Rolling Stones в Пекине. Музыкальные же журналисты тоже честно постарались отписать про альбом, но их ужасно подвело стремление сделать свою работу более качественно, чем "Мумий Тролль" справился со своей. Отсюда натужно-фантазийные описания вымышленных достоинств диска, отсюда уход в мировоззренчески-музыковедческие дебри, отсюда судорожные подсчеты великих песен и слушание альбома до одури. Со свойственной мне пытливостью я проверил завиральную теорию о том, что после шестого прослушивания "Амбы" она становится вашим любимым диском. Фигня это, тошнить от нее начинает - вот и весь эффект.
Тут я подошел к основному критерию, по которому следует оценивать новые альбомы в отсутствие таблицы розыгрыша, которая всегда выручает наших спортивных коллег. Когда звучит новинка из числа важных и долгожданных, надо оставить былые заслуги музыканта для рок-энциклопедий, поиск звуковых аналогий — для самовыражения рецензентов, и ответить для себя на главный вопрос: качает — не качает? Втыкает — не втыкает? "Тебя вставляет — ты вставляешься", как спел по другому поводу Илья Игоревич Лагутенко. Так вот, "Амба", при всех ее приятных моментах - не вставляет, не втыкает и не качает. О ней можно сказать то же, что было сказано в моей рецензии на "Мiру" "Океана Эльзы" (см. МУЗЫКА от 19.07.07), где между понятием "мэтры" и понятием "предсказуемость" поставлен знак равенства. Вот "Бермуды", вот "Ru.da", вот "Ядовитая звезда" - ротируйте и расхитуетесь. Вот "Королева рока" - специальный номер для гастрольных конкурсов для поклонниц. Вот "Свидетели" с фонетическими хулиганствами солиста, вызывающими скорее добрую ностальгическую улыбку, чем гримасу счастья. Вот пара ернических романсов. Вот в меру дурацкий скрытый трек. И что со всем этим делать? Да ничего: разок послушать "Амбу" и отложить — пусть останется строчкой в дискографии и парой треков в концертном плейлисте. Видимо, так.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia