ЭДИТА ПЬЕХА — "ЛЮБОВЬ" ****
Сейчас уже довольно сложно определить, какое место занимала Эдита Пьеха в советской музыке, скажем, 60-х или 70-х годов прошлого века. Между тем, именно этот период был для нее "золотым": в 80-е, например, она уже вышла из моды, считаясь певицей для старшего поколения. Что именно пела Эдита Станиславовна в 80-е, хоть убей, не помню — видимо, томно-глуховатые романсы-монологи, - зато всем запомнилось ее пристрастие к пышным розочкам на концертных платьях.
Некоторое представление об имидже и репертуаре Пьехи времен ее расцвета сегодня нам дают только редкие архивные кадры и фильм "Неисправимый лгун", где она сыграла в эпизоде саму себя. Эдита Станиславовна исполняла в советской эстраде примерно ту же роль, что Прибалтика — в геополитике: вроде бы часть Союза, но всегда подчеркивавшая свою отдельность, западность. Пьеха с ее интересной биографией, неистребимым акцентом и сдержанным шармом заменяла зрителю труднодоступных Эдит Пиаф и Далиду, не говоря уже об англоязычных исполнительницах. В интервью Эдита Станиславовна, как правило, подробно рассказывает о непростом шахтерском детстве, а годы успеха в основном рассматриваются сквозь призму ее отношений с Александром Броневицким. О творчестве же говорится как-то вскользь.
Выпущенная к 70-летию Эдиты Пьехи и 50-летию ее работы на эстраде пластинка "Любовь" удовлетворяет этот интерес далеко не в полной мере. Фирма "Мелодия", восставшая почти из пепла, представила на сборнике отреставрированные записи разных лет: они отчасти расширяют наши представления о певице Пьехе, поскольку наряду с обязательными "Стань таким" ("Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу") и "Белым светом" ("На тебе сошелся клином белый свет") здесь присутствуют совсем уж забытые песни, а также несколько треков на французском и польском языках. ("Соседа", кстати, нет!) Однако подобные ретроспективные сборники многое теряют без справочного материала, который хорошо бы было включить в буклет. Мы помним "мелодиевскую" традицию помещать на задних обложках конвертов виниловых грампластинок аннотации — среди них встречались как образчики тупорылого соцреализма, так и качественные просветительско-музыковедческие опусы. Свежий диск Пьехи тоже оснащен сопроводительным текстом в буклете — к сожалению, он относится скорее к первой категории: "Никто не занимался ее "раскруткой", "пиаром". Ее и без этого знала и любила вся страна. Ее голос невозможно не узнать и невозможно забыть. Главное, о чем пела и поет Эдита Пьеха, - это любовь. Перечислять ее песни нет смысла — их надо слушать…" Спасибо, очень информативно. Слушать Пьеху действительно приятно и интересно, но чертовски хочется еще узнать если не полную историю создания композиций, то хотя бы год. Ничем этим издатели, увы, не озаботились — а Интернет в деле поиска информации о старых советских песнях тоже плохой помощник. Поэтому при желании слушатель диска может включить фантазию и самостоятельно представить сорокалетней давности реакцию зрителей на то или иное произведение. Мне же остается добавить, что кроме ударных порций акцента, шарма и особенной эмоциональности исполнительницы, альбом "Любовь" демонстрирует разницу между эстрадными вокалистками советских времен и нынешними. Если вы все еще думаете, что Пьеха — это бабушка с розой на платье, шепчущая низким голосом томные романсы, послушайте, например, трек "Прости меня, прости": такая мощность вокала Эдиты Станиславовны не удивляет, пожалуй, лишь старожилов.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia