"МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС" - "СЛАВЯНСКИЕ ТАНЦЫ" ****
"Моральный кодекс" не особенно расположен меняться. Даже на фестивале у недоразобранных баррикад Белого дома в 1991 году Сергей Мазаев и Ко показывали эстетскую и рафинированную программу, и только эйфория победителей не позволила последним закидать "МК" гнилыми помидорами — наоборот, все потанцевали под "До свиданья, мама". В 90-е г-н Мазаев умудрялся носить красный пиджак с недостижимой "новыми русскими" элегантностью, всем своим видом пропагандируя гламур, красивую жизнь и здоровое питание без каких бы то ни было общественных предпосылок к этому. В 2000-е годы "Кодекс", традиционно не меняясь, совпал наконец со временем на сто процентов: теперь дорогие часы не являются знаком выпендрежа, а интерьеров, в которых "элитарная музыка" выглядит и звучит естественно, стало несоизмеримо больше. Возможно, поэтому "Моральный кодекс" шесть лет не выпускал альбомов: мало того, что пластинки, не сильно влияющие на благосостояние артиста, того и гляди отомрут как класс, так еще и некогда! Концерты, концерты, концерты, корпоративы да заказники — до пластинки ли тут? В безальбомный период "Кодекс" пополнил коллекцию своих золотых хитов как минимум четырьмя песнями ("Актриса", "В ожидании чуда", "В твоих глазах" и "Первый снег"), так что "корпоративная" востребованность группы только возросла. Поэтому вышедший наконец диск можно воспринимать как подарок поклонникам: мол, все равно записали, не пропадать же труду, к тому же и слушатели не откажутся получить перечисленные выше хиты на номерном альбоме.
Однако такое объяснение справедливо лишь на поверхностный взгляд. Послушав "Славянские танцы" единожды, можно подивиться количеству необязательного наполнителя, которым "Моральный кодекс" разбавил признанные шлягеры. Числа хитов по нынешним временам достаточно, чтобы счесть альбом более чем хорошим, а в остальном Мазай, Кильдей и остальные сохранили свой почерк — немного пофигистично, но на высочайшем профессиональном уровне, играть и петь о чем-то красивом. И все же одного прослушивания мало; если отнестись к альбому более внимательно, окажется, что при всей его предсказуемости и упоре на известные песни он не так уж прост, да и "Моральный кодекс" неслучайно держит свою марку уже более пятнадцати лет. Среди тех песен, которые вы поначалу приняли за "наполнитель", есть несколько треков, ничуть не уступающих раскрученным, и еще несколько, которые не знаешь как воспринимать, потому что у "МК" никогда не ясна грань между серьезным высказыванием гражданского содержания и грубоватой шуткой. Так, типичное утяжеленное диско-буги вдруг оказывается песней "NY&Беслан" со словами "если ты хочешь себе помочь, не забывай про Нью-Йорк и Беслан" и "кто оправдает слезы детей", в "До вечера" фигурирует вечеринка в "Джусто", а в "Славянских танцах" - карикатурные Боря Ельцин, Вова Ленин, Саша Пушкин и другие, к которым подобраны самые примитивные рифмы. Я уж молчу про "Дона Пердитто", гитарную веселуху в духе каких-нибудь "Двух самолетов", и "Ясного сокола", который просится в репертуар "Любэ". Нужно представить себе невозмутимое лицо Сергея Мазаева при исполнении подобных песен, чтобы отметить в качестве одной из причин успеха "Морального кодекса" интерес публики к загадочным явлениям культуры. Не забудем и о том, что группа по-прежнему сильна в томной лирике — красивые и мелодичные песни "Московская осень" (пусть и не совсем новая, но и не совсем раскрученная), "Праздник в пустыне", "Торговец и воин" и "Не уходи" позволят "Моральному кодексу" не выпускать дисков еще лет шесть. Стоит ли говорить о том, что инструменталисты команды работают даже не как идеально подогнанная машина, а как великолепно функционирующий здоровый организм? Сумма же всех этих факторов дает альбом, который стоило ждать шесть лет, даже не осознавая этого.
Марк Радель, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia