ЗЕМФИРА — "СПАСИБО" ***
Шумиха вокруг выхода нового альбома Земфиры в первую очередь подтверждает все неутешительные диагнозы в отношении состояния дел в российской музыке. Когда на отдельно взятой певице замыкается столько надежд, сходится столько векторов, выдумывается столько теорий — то в случае неудачного альбома "отдельно взятой певицы" возникает эффект голого короля: нельзя же "после всего" признаться, что вместо "диска года" вышел "пшик", поэтому нужно нагромоздить еще больше многословных объяснений, включая и совсем беспомощное "все равно лучше нее у нас никого нету".
Должен оговориться, что Земфира действительно как мало кто другой заслуживает обсуждения на круглых столах в серьезных изданиях и имеет полное право применять к своему новому альбому самые сильные хвалебные эпитеты. Явно не в ее характере говорить о чем-то, пусть даже это ее выстраданная работа, рекламными слоганами в рекламных же целях: значит, "Спасибо" ее действительно восторгает. Но нам-то, измученным ожиданиями Великого Российского Альбома ХХI Века, совсем необязательно принимать эти восторги за чистую монету еще до прослушивания. "Мальчик", с которого началось знакомство со свежей пластинкой, был явной неудачей: "новая Земфира" оказалась слишком клавишной и "кабаретной" - увы, в наших условиях эти факторы отсылают отнюдь не к Марлен Дитрих, а в лучшем случае к Людмиле Гурченко, в худшем же — к кабацкому шансону. Не хотелось, чтобы мощный образ "музыка сдохла" оказался пророческим, но после еще нескольких обнародованных треков удерживаться от его использования стало все сложнее. Рифма "пятница — Москва колбасится" (из песни "Воскресенье") и видеоряд к "Мы разбиваемся" оставляли ощущение какой-то вымученности — в то, что из таких треков может сложиться самый великолепный альбом Земфиры, могли поверить только самые отъявленные оптимисты.
На "Спасибо" нашлось много занятных кусочков и примеров как истинного вдохновения, так и того, что разучиться кататься на велосипеде нельзя. Но эти фрагменты упорно не желают складываться в единое целое — вольный вокал Земфиры, буйство трубы и фортепиано, ладные рок-аранжировки никак не встречаются хотя бы в рамках одной песни, в основном глуша и наскакивая друг на друга. Как учат нас законы Мерфи, "если что-то плохое может произойти, оно обязательно произойдет": произошло — "Мальчик" оказался не случайным эпизодом, а важнейшим символом нынешнего творческого метода Земфиры. Беспокойное пианино Дмитрия Шурова вламывается в песни певицы с полного согласия хозяйки. "Воскресенье", "Господа", "Я полюбила вас", "Тысяча лет", "Сон" кажутся частями какого-то концептуального цикла, по недосмотру попавшими в номерную пластинку Земфиры. При этом тихая нервная исповедь "Господа" заканчивается разухабистой варьете-мелодией Доминика Фронтьера из фильма "Трюкач", а "Я полюбила вас" начинается ровно так же, как "Бэсса мэ" "Агаты Кристи", и продолжается с большой оглядкой на "Кармен" Бизе. Песней "Сон" Земфира пыталась "перебритпопить" бритпоперов, однако основная клавишная партия больше напоминает немного недоделанную "Лунную сонату" Бетховена. Неизвестно, что больше поражает в "Тысяче лет": дикий визг Ренаты Литвиновой, который разбудит задремавших слушателей на исходе третьей минуты этой похоронной баллады, или фраза из припева "Бери "Шанель", пошли домой". Тот, кто ценил в Земфире искреннего и тонкого поэта, поразится не только этому рефрену, но еще и песням "Спасибо", названной главным месседжем альбома (на редкость незамысловатым, выходит), и "Дом": "У меня прекрасный дом, старый и красивый, я живу недавно в нем грустной и счастливой…" - похожие тексты четверть века назад писал Андрей Макаревич, но тогда в них видели философский подтекст; ныне же песню с подобными рифмами тяжело воспринимать иначе как девочковый хит, написанный специально для "Русского радио".
Неупомянутыми остались три самые сильные песни трек-листа. "Возьми меня" - трогательная, медленная и красивая композиция, которую портит только некоторая затянутость. "В метро" - единственное здесь произведение, где клавишная и вокальная взвинченность кажутся оправданными. А самая вкусная и затейливая аранжировка встречается в песне "Когда снег начнется" с очередным отчаянным припевом и отличным басовым рефреном: строго говоря, одно с другим и здесь не очень сочетается, но сколько уж можно придираться.
Касаясь нестандартных методов дистрибьюции "Спасибо", отмечу, что в компакт-диск вложен маленький буклетик компании Real Records, сообщающий, что сборник "би-сайдов" Земфиры этот лейбл издаст уже в ноябре, а в следующем году выпустит очередной номерной альбом певицы. Таким немного странным способом новый издатель Земфиры пытается скрасить разочарование "Реала" тем, что артистка не торопится издавать у них предусмотренные контрактом диски.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia