«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег СтриженовЖизель Бундхен стала трижды мамойBlack Sabbath воссоединятся ради прощального концерта Оззи ОсборнаМари Краймбрери ждет ребенка от ДавыБейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна ФэйтфулВлади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын ЛотерейУмер режиссер «Вальсирующих» и «Холодных закусок» Бертран БлиеЭльвира Т рассталась с мужемУмер кинорежиссер Дэвид ЛинчУмерла Евгения ДобровольскаяВенсан Кассель стал отцом в четвертый разЭнтони Хопкинс, Пэрис Хилтон и Билли Кристал лишились своих домов из-за пожаров в КалифорнииУмер участник фолк-трио Peter, Paul and Mary Питер Ярроу

SUNSAY — "SUNSAY" ***

Grand Records. Релиз диска состоялся в октябре.
Дуэт "Пятница" сгубило нежелание быть забавными — два хлопца с одной гитарой, с помощью столь небольшого инструментария достигающие чудес звукоизвлечения, могли бы много лет работать по ведомству приколистов, производя римейки регги-версии гимна Советского Союза. Но — некуда было умище девать. Мешая в кучу звуки и слова, рифмы и аккорды, переходя от аллюзий к заклинаниям, Сергей Бабкин и Андрей Запорожец настаивали на серьезности и глубине своего разгильдяйского на первый взгляд творчества. "Пятница", кочуя из переполненного клуба в другой переполненный клуб, стала теневым открытием и культовой гордостью — и, конечно, долго это продолжаться не могло. Они бы в любом случае скоро надоели — либо звуковыми приколами, либо возмутительной многогранностью своих песен, но они решили еще и приблизить свой дуэтный конец. Сергей Бабкин стал выпускать один за другим сольные альбомы угрожающей мрачности; стало понятно, что при всей неоднозначности творчества "Пятницы" эту леденящую печаль никак нельзя допускать в настроение песен дуэта. Первая пластинка проекта Sunsay вначале должна была стать третьей работой в дискографии "Пятницы". Но Бабкин в итоге снял свое имя с обложки, оставшись в титрах автором идей, бэк-вокала и партий на акустической гитаре — а "Пятница" умерла.
У Андрея Запорожца тоже были сольные работы — на волне "пятничной" моды к таковым причислили даже целую группу "Люк", хотя Запорожец помог ребятам лишь в нескольких треках. Тем не менее журчащий полиглотский лаунж "Люка" смотрелся вполне подходящим стилем для половинки "Пятницы" - вряд ли кто-нибудь возразил бы, если музыка "Сансэя" (название проекта образовано от прозвища Андрея — "Сан") оказалась похожей. Но к своему правопреемничеству Запорожец отнесся слишком серьезно: не забыв о "пятничных" традициях копать на недосягаемую для многих глубину, он постарался сделать свой дебютник максимально насыщенным и минимально расслабляющим. Узнаваемый голос и вокальные фишки остались на месте, но были снабжены большей частью такими аранжировками, чтобы на альбом можно было налепить бирку "гордость постсоветской инди-музыки": с треками "В очередь" и "…" группе Sunsay прямая дорога в номинацию какой-нибудь альтернативно-музыкальной премии. Главную проблему восприятия музыки "Пятницы" Андрей Запорожец тоже бережно сохранил: от этой группы в большом количестве натурально начинала пухнуть голова — и Sunsay со своим 62-минутным дебютом, прямо скажем, мало чем здесь отличается.
Едва ли не любая статья, если только она не гениальна до последней запятой, от сокращения выигрывает. То же с альбомами: тех, что кончаются слишком быстро, в последнее время как-то мало — целиком Запорожца слушать стоит, только если вы заранее понимаете, что он хотел этим сказать. Если же вникать в это неохота — а альбом по отношению к слушателю настроен довольно агрессивно, - то можно ограничиться избранными треками. Начать с "Милой", красивой мелодии с лирическим текстом, который не портят даже ернические подвывания Сана, озабоченного, как бы его к попсе не отнесли. Продолжить англоязычной "Keep On", где фирменная скороговорка Запорожца предстает в самом выгодном свете. Перемотать на "1:1", в которой вокалист отказывается от пусть обаятельных, но кривляний, и выдает завораживающую балладу. Погрузиться в обволакивающую аранжировку "В середине", переходящую в резкий припев. В той же "В очередь" имеет смысл послушать первые 15 секунд, техногенность которых сильно контрастирует с последующим рэпкором социального звучания. Подобных высказываний от Андрея Запорожца ждут в последнюю очередь. Может быть, для того чтобы это понять, ему просто надо было попробовать?
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+