"ПИЛОТ" - "САНСАРА НАШЕГО ДВОРА" **
Все мы не раз наблюдали дьявольскую разницу между идеей видеоклипа, зародившейся в кипящих мозгах режиссера, сценариста или музыканта, и ее финальным воплощением. Не существует, пожалуй, ни одной здравой креативной мысли, которую нельзя было бы изгадить при помощи монтажа и использования светофильтров. И смотришь потом в экран на белесые пятна, и не можешь вспомнить — что там имел в виду режиссер, инопланетян или просто галлюцинации героя? Такие вопросы возникают при просмотре 99 процентов отечественных видеоклипов, подразумевающих связный сюжет и использование спецэффектов: если сценарий не читал, все равно ни хрена поймешь, а если читал, останется только удивиться, почему клиподелы столь невнятно его реализовали.
К записи живых концертов эти соображения вроде бы не относятся — но только не в тех случаях, когда группа решила сопроводить свое выступление концептуальным шоу. "Сансару нашего двора" группа "Пилот" показала 1 октября 2005 года в ДС "Юбилейный". Поклонники коллектива, заполнившие петербургский дворец спорта, были явно в курсе замысла — впрочем, есть подозрение, что они отнеслись бы лояльно к любому эксперименту от Ильи Черта. Они же, надо думать, станут и покупателями этого DVD. А для случайных зрителей, то есть журналистов, припасен пресс-релиз, который я не могу не процитировать: "Общая идея — показать колесо перерождения в одном конкретно взятом пространстве, в одном дворе. То, что сплошь и рядом. То, что каждый из нас способен наблюдать вокруг себя день ото дня. <…> Музыканты группы "Пилот" во главе с неизменным лидером Ильей Чертом постарались сделать музыкальный спектакль, будучи предельно честными, убедительными в том, в чем явно разбираются. В очередной попытке осмыслить человеческую сущность сквозь призму современного общества, подводя аудиторию к размышлениям о сути вещей. Музыканты показали то, что важно и просто для них самих. Возможно, для кого-то этот музыкальный спектакль покажется весьма странным, а кто-то непременно дойдет до самой сути и все поймет. Всю театральную часть воплотили профессиональные актеры, поняв идею и концепцию представления".
Если вы вдруг подумали, что такими оборотами принято маскировать самую мутную шнягу, вы попали в точку. "Музыкальный спектакль" - это группа аллегорических фигур в одеяниях, напоминающих смирительные рубашки. Фигуры-актеры символизируют, как водится, неизвестно что ("кто-то непременно дойдет до самой сути", а то как же), но явно что-то глубоко нездоровое, если судить по их резким нервным выкрикам. Гораздо лучше концепции двора соответствуют музыканты "Пилота", одетые совсем по-домашнему (Илья Черт в очках и расстегнутой рубашке, из-под которой видна майка-алкоголичка, выглядит, будто на кухню за кефиром пришел) и исполняющие главным образом тихие акустические песни. В какую-то единую концепцию действо никак не укладывается — еще и потому, что зрители явно пришли не на дворовую сансару, а на рок-концерт. И ведут они себя соответствующе — бурно, реагируя будто бы на собственные биоритмы поведения на рок-концерте, а вовсе не на доносящиеся со сцены звуки, тем более что "Пилот" при составлении плейлиста постарался обойтись вообще без хитов (кроме "Неродины" и "Тюрьмы"). С одной стороны, с такими преданными фэнами Черту можно выдумывать самые бредовые концепции и называть их поиском сути вещей, с другой — это не отменяет того факта, что представленной пластической самодеятельности лучше соответствовали бы жесткие песни "Пилота". А квартирники надо устраивать в квартирах или хотя бы во дворах — по крайней мере там есть возможность прислушаться к текстам малоизвестных произведений. На стадионе же — не получается, ни черта не слышно.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia