"ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ": ЧЕРТОВ МОБИЛЬНИК, ИЛИ БАННЫЙ ДОЗОР ****
Идея снимать продолжения или вариации классических рязановских комедий, бесспорно, глубоко порочна, что сам Эльдар Александрович с блеском доказал в римейке "Карнавальной ночи". Тем не менее упрямый Константин Эрнст решил по-своему — и мало кто из поклонников оригинальной "Иронии судьбы, или С легким паром!", узнав о появлении продолжения, обошелся без нелестных характеристик в адрес гендиректора Первого канала. Вообще, когда телевизионщики произносят слова "доля" и "рейтинг", их глаза становятся такими мутными, что, сколько ни ори рядом про отупляющий ящик и рассадник бескультурья, они — в мечтаниях о рейтинге — совершенно искренне ничего этого не услышат. В кинопродюсировании Эрнст демонстрирует точно такой же подход — бешеная рекламная шумиха, продакт-плейсмент и спецэффекты для освященных Первым каналом лент явно важнее, чем собственно художественные достоинства. И если в случае с экранизациями Лукьяненко и Акунина это можно было перетерпеть, то против подобного обращения с "Иронией судьбы" зрители выступили единым фронтом.
Как ни удивительно, Константин Эрнст и сам осознал, что за неудачную "Иронию" ответить ему придется по гамбургскому счету — и в аду гореть, и йад выпивать по полной программе. И одними выражениями почтения Эльдару Рязанову индульгенции не добьешься (кстати, ровно в те же минуты, когда автор этих строк смотрел сиквел, Рязанов, Эрнст и Бекмамбетов открывали мемориальные доски на "3-й улице строителей", и мэтр публично благодарил "преемника"). Поэтому было сделано все, чтобы "Ирония-2" меньше всего напоминала коммерческую спекулятивную халтурку: приглашены умелый режиссер Бекмамбетов и сценарист Алексей Слаповский, возвращены все живые герои первой "Иронии", кроме Ахеджаковой (ее героиня по сюжету эмигрировала в Израиль), тщательно вымараны пошлые приметы времени (которые непременно появились бы, снимай продолжение сам Эльдар Александрович, не очень хорошо чувствующий современность). В результате у создателей "Иронии судьбы-2" получилась в меру остроумная, трогательная и нефальшивая история.
Еще сотни виртуальных тумаков продюсеры получили за "кражу рязановского хэппи-энда": как вы уже знаете, Надя не вышла замуж за Лукашина, а вернулась к Ипполиту и родила от него дочку, тоже Надю (Боярская). У Лукашина же родился сын Костя (Хабенский) от неназванной в фильме женщины: это могла быть как Галя, от которой он после бани сбежал в Ленинград, так и не Галя. Так вот, многие топали ногами в гневе от того, что "продолжатели" разрушили сказку о том, как хорошие люди случайно изменили себе жизнь. Но позвольте: оригинальная "Ирония" совсем не об этом, а об остром ощущении счастья. Какая разница, было ли оно кратковременной вспышкой или нет — главное, что оно было непростым, но очень ярким. Кстати, об этом же говорит в продолжении постаревший герой Мягкова. "Ирония судьбы-2", как ни смешно это звучит в ХХI веке, тоже повествует о стремлении людей к счастью. Герои изменились, они стали жестче, циничнее, понятливее — но желание пережить такую ночь у них не пропало. Между персонажами Хабенского и Боярской возникает такая же "химия", как между их экранными родителями 30 лет назад.
Разумеется, без вкусовых провалов в фильме не обошлось. Первые же кадры с пьяным китчевым Дедом Морозом в исполнении Михаила Ефремова вызывает желание сбежать из кинотеатра: этот порыв быстро проходит и больше не возвращается — создатели ловко выруливают из каждой ямки, в которую сами же и заехали. Местами Тимур Бекмамбетов слишком назойливо демонстрирует приемчики из "Дозоров" - монтажные вспышки, крейсер "Аврора" в качестве доказательства, что младший Лукашин находится в Ленинграде, рекламный ролик японского автомобиля… Даже изображающий пьяного Хабенский поначалу напоминает похмельного мага Городецкого, а не алчущего счастья (для себя и папы) интеллигентного доктора. Опять-таки — реклама конкретных продуктов лезет в кадр с бесцеремонностью, не коррелирующей с камерностью истории. Но создатели все время стараются загладить неловкость с помощью удачных ракурсов красавицы Лизы Боярской и человечных шуток: Костя, например, попадает (рукой) в салат, приготовленный на рекламном майонезе.
В общем, этой старательности хочется подыграть: нужно ли придираться к натянутости сценария, если его создатели лезли из кожи вон, чтобы придать правдоподобия фантастической новогодней истории? Как бы вы объяснили путаницу с городами теперь, когда все билеты именные, в каждом подъезде домофон и у всех есть мобильники? Вот то-то и оно — а Слаповский с компанией как-то выкручиваются: телефоны вообще играют важнейшую роль в сюжете, а для некоторых — и вовсе судьбоносную. Правда, нам ровным счетом ничего не объясняют про героев Хабенского и Боярской; в то, что Костя хороший человек, предлагается поверить ему на слово — нет проблем, поверим. Как била судьба старшего Лукашина, почему он ведет себя так отмороженно, что даже в бане сидит в пальто, — мы не знаем, да и знать не хотим. Зато мощно проработана линия Ипполита и его "духовного наследника" Ираклия в исполнении Сергея Безрукова. Радость, радость — Ипполит остался точно таким же чванливым, как 30 лет назад. А вот герой Безрукова, успешный менеджер сотовой компании, вынужденный решать производственные проблемы даже в новогоднюю ночь, - более глубоко прорисованный персонаж. Наблюдая за ним, интересно размышлять — менеджер он в данном эпизоде или человек; или в его случае это одно и то же. Ипполит в первом фильме раздражал, а потом его становилось жалко. Почти то же самое теперь с Ираклием; вообще, главный успех ленты заключается в том, что она заставляет, как в 70-е, сопереживать самым обыкновенным героям. Не олигархам, проституткам и терминаторам, а живым и нормальным людям. В этой интонации авторы не фальшивят. Они сняли не шедевр, но явно симпатичную картину. Так что года через три вполне может появиться новая новогодняя традиция — 31 декабря смотреть четырехсерийную "Иронию судьбы".
Поживем — увидим.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Хоббит: Нежданное путешествие»: Долгожданное путешествие туда и обратно ****
Премьера картины «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, США, Новая Зеландия, 2012, режиссер Питер Джексон, в ролях – Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг) состоялась 18 декабря в кинотеатре «Октябрь».
Хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) – мещанин и обыватель, ведет самую скучную жизнь, пока не встречается с могущественным волшебником Гэндальфом Серым (Иэн МакКеллен). Бильбо находит себя и отправляется вместе с 13 отважными гномами в поход, полный опасных приключений. Цель похода – сразиться с драконом Смогом и вернуть гномам утраченное ими королевство Эребор. Зрителя также ожидают гоблины и орки, гигантские пауки и варги (лучше даже не знать, что это такое), а также волшебники – в ассортименте.
Формально «Хоббит» - приквел нашумевшей трилогии «Властелин колец», если вы помните задумку самого Дж. Р.Р.Толкина, то это адаптированный для детей пролог к волшебной эпопее, первая инъекция сильнодействующего наркотика, превращающего послушных школьников в «толкинутых». Было особенно интересно, как с этим – оригинальной книжкой объемом в 200-300 страниц – справится мегаломан Питер Джексон, если учесть его план по превращению «Хоббита» в трилогию.
Итак, перед зрителем старое доброе, теплое ламповое Средиземье, знакомое иным буквально до дыр в DVD, полюбившиеся герои (Гэндальф, «Моя прелес-с-с-сть» Горлум, Бильбо, Фродо, Галадриэль…), Говард Шор на саундтреке и привычный почти 3-часовой хронометраж. Несмотря на последнее обстоятельство, детально прорисованный, населенный разнообразными интересными персонажами мир Средиземья увлекает и затягивает даже скептически настроенных зрителей, и время пролетает незаметно.
В целом, конечно же, всегда можно высосать из пальца повод придраться к «Хоббиту», но не хочется: это – настоящее приключение для детей от шести лет, не успевших познакомится с книгой, и приятное, порой захватывающее дух погружение в мир Толкина для более старших зрителей. Питер Джексон – прирожденный рассказчик, дополняющий оригинал своими фантазиями, хоть это и может вывести из себя пуристов, бдящих дух и чистоту первоисточника. Это – идеальный вариант фильма для новогодних каникул, и прокатчики об этом прекрасно осведомлены.
Проблема «Хоббита» в том, что излишне информированные зрители считают, что Средиземью (как в свое время Готэму или Хоггвартсу) не помешали бы встряска и переосмысление. Некоторая часть аудитории считает, что «Хоббита» стоило отдать в руки того же Гилльермо Дель Торо, который мог бы стать своего рода Кристофером Ноланом («Темный рыцарь») или Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана). Однако у руля остался Питер Джексон, а зрители получили «Властелина колец 4», простите, «Хоббита».
Также следует немного остановиться на новой – революционной – технологии 48 кадров в секунду, при помощи которой был снят «Хоббит» (напомним, что стандартом по сей день является 24 кадра в секунду). В этом плане реакция зрителей и критиков, увидевших «Хоббита», как оно и было задумано режиссером, неоднозначная: многие считают, что картинка похожа на дешевую телевизионную мыльную оперу, некоторым изображение показалось слишком реалистичным и детальным, некоторым не понравилось «отсутствие обычной преграды» между зрителем и экраном (что бы это ни значило), иных и вовсе стошнило на 10-й минуте. Впрочем, на данный момент неизвестно, будет ли «Хоббит» вообще демонстрироваться в России с запланированной Джексоном скоростью. На всякий случай, мы вас предупреждали и… Добро пожаловать в Средиземье!
PS: Надеемся, что фильм войдет в историю не только как первый фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду, но и как картина, не просто поместившая Новую Зеландию на мировую кинокарту (с этим Джексон справился еще раньше), но и практически в одиночку, благодаря притоку туристов, вытянувшая экономику страны из глубокой, эээ, ямы. Слава Новой Зеландии!
Денис Шлянцев, InterMedia
«Мастер»: Театр двух актеров ***
Пресс-показ картины «Мастер» (The Master, режиссер Пол Томас Андерсон, в ролях – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Патриция МакКормак, Джесси Племонс) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 07 декабря.
США, 50-е. Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), бывший моряк, а ныне – жалкий пропойца без определенного места жительства и рода занятий, зато с психическими проблемами и непреодолимой тягой к слабому полу (даже в кляксах Роршаха Фредди мерещится «манда») случайно – по пьяни - знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).
Додд – весьма занимательный персонаж, он – писатель, мистик и харизматичный гуру, проповедующий новое религиозное учение. К тому же, именно Додд не только открывает во Фредди его истинный талант – смешивать ядерные алко-коктейли из сомнительных ингредиентов, но и пытается принять его в лоно Семьи и направить его на путь истинный. Фредди показывает себя пренеприятнейшим (хотя и по-собачьи преданным) типом, а и его наставник – Мастер! – до самого финала остается темной лошадкой, интригующей зрителя.
Послевоенная Америка – плодородная почав для появления различного рода культов и квазирелигиозных течений. Долгое время вокруг «Мастера» ходили слухи о том, что Андерсон снимает фильм о создателе дианетики и сайентологии Л. Роне Хаббарде. Но то ли Церковь сайентологии оказалась слишком сильна в Голливуде, то ли, что более вероятно, Андерсон не захотел делать чересчур прямолинейную картину, и Ланкастер Додд в безукоризненном исполнении Филипа Сеймура Хоффмана оказался собирательным персонажем. Поэтому зритель после просмотра не сможет внятно сформулировать свое и режиссерское отношение к этому герою – и эта двусмысленность и неопределенность не может не раздражать.
Главная проблема «Мастера» - в том, что, спрятавшись за столь удобный формат (притча) и сняв картину не для широкого зрителя, а для синефилов, Пол Томас Андерсон не смог внятно сформулировать, что, как и почему в этом фильме. Нет, мы не требуем, чтобы зрителю разжевывали и клали в рот все имеющиеся смыслы и подтексты. Но мусолить в течение двух с половиной часов мысль о том, что Куэлл и Додд – стороны одной и той же монеты, недостойно как для режиссера, так и зрителя. Возможно, поклонникам Хаббарда и сайентологии, прошедшим все эти «психологические» обряды, картина покажется более интересной и понятной, но на обычного зрителя она понятным образом наведет скуку.
Сильные (традиционно для работ Андерсона) стороны «Мастера»: актеры (заячья губа, гопнический прононс, сохранившийся при дубляже, болезненная худоба и сутулость Феникса, витальность и жовиальность на грани истерики Хоффмана), саундтрек (авторства Джонни Гринвуда из Radiohead), операторская работа (Михай Малаймер-младший, работавший над последними тремя картинами Фрэнсиса Форда Копполы) и художники по костюмам.
На кинофестивале в Венеции «Мастер», шестой полнометражный фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Нефти», был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу, Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и призом ФИПРЕССИ за лучший фильм. Можно смело делать ставки на то, что Феникс и/или Хоффман получат за свои роли по «Оскару».
Денис Шлянцев, InterMedia
«Самый пьяный округ в мире»: Самогонщики. Made in USA ****
Историческая драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, США, 2012, режиссер Джон Хиллкоут, в ролях – Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гари Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан) выходит в прокат 6 декабря 2012 года.
30-е. США. Великая Депрессия. Сухой закон. Но только не в округе Франклин Каунти, штат Вирджиния – это самый пьяный/«мокрый» округ в мире. Здесь гонят самогон (романтический «moonshine») практически все, шериф и полиция закрывают глаза на поголовное нарушение закона, ведь им не чужд ничего человеческое, а кто откажется от бутылочки, простите, пол-литровой банки с чистейшим кукурузным вискарем?
Однако бутлегерский рай в округе длится до тех пор, пока из Чикаго не приезжает весьма неприятный тип - специальный агент Чарли Рэйкс (Гай Пирс), напомаженный и с выщипанными бровями столичный щеголь, который собирается положить конец торговле алкоголем в округе самыми радикальными методами.
Ему противостоят лишь братья Бондуранты: Форрест (Том Харди), Говард (Джейсон Кларк) и младшенький, Джек (Шайа ЛаБаф) не только успешно ведут семейный бизнес, но и расширяются по мере возможностей. В общем, все как в песне, простите за упоминание, ВИА «Сектор Газа»: «Мы с детства спекулянты, торгаши и алкаши, борьба за трезвость нам приносит только барыши».
Австралийский режиссер (и иногда клипмейкер) Джон Хиллкоут снимает редко, но каждый его фильм, без преувеличения, обращает на себя внимание: будь то вестерн «Предложение» (также по сценарию Ника Кейва) или пост-апокалиптическая философская драма «Дорога» (музыка авторства Ника Кейва и его соратника по The Bad Seeds Уоррена Эллиса).
«Самый пьяный округ в мире» - не исключение. В Каннах фильм получил номинацию на
Золотую пальмовую ветвь, и вполне способен достойно проявить себя в гонке за «Оскарами». Сценарий опять написан Ником Кейвом, но не с нуля, а по документальной книге Мэтта Бондуранта (внука знаменитых братьев-бутлегеров). За саундтрек – деликатные и аутентичные кантри и фолк-песни – ответственность разделили все те же Кейв и Эллис. Оператор Бенуа Дельхомм («Мальчик в полосатой пижаме», «Маркиз де Сад») бережно перенес на экран меланхоличную осеннюю прозрачность американского Юга.
Ну и, конечно же, блестящие актеры: безжалостный гангстер Флойд Баннер (Гари Олдман), молчаливый и наделенный недюжинной силой и волей к жизни Форрест (Том Харди), его преданная помощница Мэгги (Джессика Честейн), вызывающий страх и отвращение Гай Пирс, свежая и утонченная дочь мормонского священника (Миа Васиковска). Даже Шайа ЛаБаф в кои-то веки не портит картину: видимо, пришла пора чистить карму, безнадежно подпорченную Майклом Бэем и «Трансформерами».
Двухчасовой хронометраж не дает зрителям заскучать, а шокирующие сцены насилия (в кадре спокойно сворачивают кастетом челюсти, перерезают горло и отрезают тестикулы) приятно бодрят и насыщают кровь адреналином. Грязь ощущается физически, а дух первача шибает в нос.
Помимо, собственно, кинематографического кайфа от того, как круто и профессионально все сделано, поневоле задумываешься, почему автор представляет нарушителей закона в романтическом свете, чуть ли не героями, в то время как шериф и полицейские выглядят коррумпированными и трусливыми сволочами, а спецагент Чарли Рэйкс – и вовсе исчадием ада.
Возможно, проблема в своеобразном понимании пресловутой «американской мечты»: предприимчивые люди всегда найдут способ пробиться на вершину. Закон, как известно, что дышло, к тому же, «сухой закон» – глупость же несусветная! И в этом плане российские зрители поймут и одобрят действия героев.