"ДНЕВНИКИ МЕРТВЕЦОВ": МЫ БУДЕМ УМИРАТЬ, А ВЫ - НАБЛЮДАТЬ ****

Студенты флоридской киношколы снимают в ночном лесу фильм про мумию - ужастик с элементами социологической сатиры, когда узнают в новостях, что мертвые оживают и начинают нападать на живых. Испуганные ребята обнаруживают, что в городе царят мародерство и паника. Они садятся в машину и едут сквозь страну, которая медленно, верно превращается в цитадель мертвых. Оператор фильма Джейсон Крид уже не выпустит камеры из рук, даже когда зомби начнут есть его самого. Этот любительский фильм станет колыбельной для погибающей цивилизации, последним целлулоидным снимком исчезающей эпохи и единственным документом, из которого люди смогут узнать правду.
"Я буду манипулировать вами, я заставлю вас бояться, я расскажу вам все об этих днях", - грустно мурлыкает героиня в начале заглавных титров последней киношки на земле. И этот прием фильма в фильме служит не столько большей реалистичности происходящего, чего пытались добиться авторы недавнего "Монстро", сколько еще одним напоминанием, что мы имеем дело с информацией. Именно информация становится главным оружием современного мира, средством манипуляции сознаниями миллионов.
Джордж Ромеро после создания относительно дорогой "Земли мертвых" вернулся в стопроцентное малобюджетное авторское кино. "Дневники мертвецов" напрямую наследуют "Ночи живых мертвецов" 1968 года, не только хроникальным стилем, но и самой фабулой: пятый фильм Ромеро о восставших из мертвых вновь приводит нас к началу этой истории. Все только начинается.
Маленький персонаж из фильма Дуччо Тессари "Зорро" объяснял как-то герою Алена Делона, что люди слишком злые и жестокие, они не заслужили того, чтобы за них вступился благородный дух Черной Лисы, защитник угнетенных и обездоленных. Джордж Ромеро безукоризненно следует этому принципу на протяжении 40 лет. Его герои в большинстве своем — ничем не примечательные человечки, которые растерянно пытаются выжить. Куда более любопытными у Ромеро всегда были новые обитатели земли, которые и в "Дне мертвецов" и в "Земле мертвых" проявляли зачатки разума, постепенно мутировали в существ, у которых была своя логика и свой стиль.
В "Дневниках" режиссер впервые проводит четкую параллель между своими героями по обе стороны баррикад. "Мы — это они", - обреченно шепчет героиня, замыкая тем самым разорванный круг бытия. Потому и столь редки для ромеровского фильма появления мертвецов в кадре: сцен поедания плоти на экране раз, два и обчелся. Камера Джейсона с маниакальностью истинного синефила фиксирует крупные планы человеческих лиц: страх, паника, ужас, отчаяние — вот заветное поле эмоций, объект изучения, а мертвецы, вгрызающиеся в трепетную плоть всего лишь фон, декорация.
Сам Ромеро признавался, что идея "Дневников" пришла к нему после многочасового просмотра телевизионных новостей, как своего рода реакция на современность. Режиссер, чьим коньком всегда была социальная критика, остается одним из последних бунтарей в американском кино. Правительство утаивает информацию, СМИ формируют общественное мнение, а люди между делом превращаются в живые трупы. "Раньше у нас было три канала вранья, а теперь — четыреста тысяч" - так рассуждают про интернетские блоги герои фильма. Стоит ли удивляться, что расплата за то, что довели планету до безвкусия, уже мрачно дышит в затылок уходящему дню. И если вы вдруг услышите стук в золотые ворота, то знайте - это пришли они, мертвые и неотвратимые.
Анастасия Белокурова, InterMedia