МОЛОДЕЖНЫЙ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЕН

Открывая конференцию, Сергей Шухно сообщил, что создание Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра приурочено к знаковому событию — Дню единения Беларуси и России. 2 апреля, в годовщину со дня подписания соответствующего указа президентами двух стран, молодые музыканты откроют на сцене Малого театра торжественный вечер, посвященный Дню единения. Дебютный же концерт оркестра состоится 31 марта в Центральной музыкальной школе.
Как отметил Михаил Швыдкой, Россия и Белоруссия — два славянских народа, которые не могут существовать в изоляции друг от друга. Общие исторические корни являются фундаментальной базовой ценностью, которая связывает оба государства. Он добавил, что проблема молодежных контактов в современном мире одна из острейших. В русле решения этой проблемы два года назад был сформирован Российско-польский молодежный оркестр, а в июне нынешнего года будет представлен Молодежный оркестр славянских стран, где также будут принимать участие музыканты из Беларуси. По словам Швыдкого, сегодня мир открыт и для белорусской, и для русской молодежи, и со стороны государств необходимо создавать условия для объединения молодых музыкантов этих двух стран. "Мы должны создавать качественно новые объединения и союзы", - подчеркнул глава "Роскультуры".
Развивая мысль главы ФАКК, г-н Рылатко сказал, что программы Союзного государства как раз и ориентированы на подрастающее поколение. Однако никто не призывает ограничиваться только двумя государствами, тем более что созданный ныне оркестр является интернациональным — в его состав входят молодые музыканты из Кореи, Китая, Англии (учащиеся ЦМШ). Но главная особенность коллектива, по словам Владимира Рылатко не в этом, а в том, что по качеству звучания, по виртуозности, по исполнительской мощи равных такому оркестру в мире не существует. Вопрос с финансированием коллектива еще до конца не решен, однако его организаторы уже строят планы на будущее. Так предполагается побывать с концертами в Минске и Варшаве, а также провести гастрольный тур по пяти столицам Европы.
В свою очередь Александр Якупов заметил, что Россия и Беларусь могут по праву гордиться участниками Молодежного оркестра. Тем более что появление таких музыкантов обусловлено богатейшей славянской музыкальной культурой и отечественным педагогическими технологиями, которые позволяют превращать одаренных детей во всемирно известных музыкантов. Программа концерта призвана подчеркнуть общность музыкальной культуры двух стран, недаром она открывается Увертюрой к опере "Руслан и Людмила" М.И.Глинки — композитора, родившегося на границе России и Беларуси.
Молодые музыканты самостоятельно разучивали произведения Глинки, Чайковского и Гершвина, которые прозвучат на предстоящем концерте, в течение четырех месяцев, и лишь в последние дни было несколько сводных репетиций. Однако г-н Якупов не волнуется за качество исполнения, так как, по его словам, в оркестре играют дети с уникальными способностями. Невозможно было отказаться от кого-либо из участников: именно поэтому в Молодежном оркестре вместо традиционных восьми пультов первых скрипок и восьми пультов вторых, 14 пультов первых скрипок и 13 пультов — вторых.
Владимир Линчевский добавил, что идея создания оркестра возникла в результате проводимых уже несколько лет мастер-классов "Союзное государство — молодым талантам XXI века" для учащихся художественных учебных заведений Беларуси и России. Таким образом, с созданием оркестра юным музыкантам (возраст участников — от 14 до 18 лет) представилась возможность поучаствовать в оркестровом мастер-классе.
В ходе пресс-конференции разговор коснулся и общих тем, в частности, бюджетного финансирования российской культуры. Как сказал Михаил Швыдкой, в настоящее время на культуру выделено 43 млрд. рублей. Но, по мнению главы Федерального агентства по культуре и кинематографии, этого недостаточно, тем более, что государством в качестве приоритетного направления определено развитие инновационных технологий. А ведь без культуры не будет ни образования, ни науки.
Наталья Светлакова, InterMedia