X-MODE - "О! НЕОЖИДАННО!" **
Название альбома, похоже, ретранслирует реакцию поклонника проекта, внезапно увидевшего на прилавке аудиоработу любимой группы. Действительно, диск вышел довольно неожиданно, потому что особой активности X-Mode в последнее время не проявлял. Давид Саркисян и Андрей Репников, избавившись от ди-джея Нила, видимо, наслаждались обретенной творческой свободой, которой мешал навязанный бывшим лейблом третий участник. А понаслаждавшись, подготовили очередной альбом.
Некоторую известность проект X-Mode получил благодаря своей обработке "песни из "В мире животных" - мелодию Ариэля Рамиреса "Le Peregrinacion" Дон, Репа и тогда еще Нил не мудрствуя назвали "В мире животных", в результате чего подзаработали на рингтонах. В альбом, который получил заголовок, вы не поверите, "В мире животных", вошли также "экс-модовские" ремиксы на французскую эстрадную классику, которые почему-то толком раскрутить не удалось. Тем не менее стало окончательно ясно, что коммерческое техно в России может существовать только "в перерабатывающей отрасли". Самостоятельные, а не переделанные "шедевры" электронных музыкантов получают крайне неширокое распространение — из мобильных же звучит реставрированное и оттюнингованное старье. Вспомним более-менее популярные электронные проекты — на чем они поднялись? На переделках Артемьева, "Зодиака", "В мире животных", зацепинской киномузыки, я уж молчу про перелопатившего всю попсу Грува. С этого-то пути и свернула неожиданно группа X-Mode, готовя альбом "О! Неожиданно!".
Сначала показалось, что Дон и Репа попросту промахнулись с выбором "жертвы", не найдя для обработки какого-нибудь очевидного хита вроде известной всем телезаставки или гайдаевского саундтрека. Ведь не может быть, чтобы все они кончились — надо было просто покопаться и поискать. Вместо этого X-Mode ремикшировали музыку из фильма "Место встречи изменить нельзя" - здорово подчеркивающую тревожную атмосферу киноповествования Станислава Говорухина, но совершенно не пригодную для неприкладного использования. Дон и Репа по накатанной дороге разбавили мелодию многочисленными репликами из любимого фильма, но на выходе получился всего лишь малоубедительный, чтобы не сказать, халтурный ремикс, подобный тем, которые жадные ди-джеи лет десять назад жарили по альбому в месяц. Гораздо бодрее трек "Шоу Бенни Хилла" - но его оценят в основном только поклонники того самого шоу, культового, то есть почитаемого лишь в некоторых кругах. В трек-листе также представлены бессловесный ремикс на "форумовскую" "Белую ночь", не особо ударная обработка "7.000 над землей" и не очень наглое вторжение на территорию Лигалайза и Дато под названием "Джаная". Все остальное место занято собственной музыкой X-Mode. Так вот оно что! Вместо пережевывания наследия советских композиторов Саркисян и Репников решили двигать в массы самодельную электронную музыку и ради этого отказались от коммерчески привлекательного ремикширования какого-нибудь хита!
Честь и хвала, но при всей привлекательности такого подхода громкого прорыва у X-Mode не получилось. Собственная музыка с трудом выдерживает конкуренцию даже с довольно бледными соседями-ремиксами и на самостоятельную хитовую жизнь рассчитывать никак не может. Если же она предназначена исключительно для монотонного двигания телом на танцполах, на что указывают продолжительность композиций, их закольцованность и нездоровая страсть к стократному повторению малозначащих фраз, то непонятно, к зачем было помещать все это на диск для широкой продажи. Выпустили бы двести экземпляров и раздавали в клубах.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia