"ЗАПРЕЩЕННЫЕ БАРАБАНЩИКИ" - "НАС НЕ ТРОГАЙ!" ***
Диск из серии "странно, но интересно". Новый альбом подзабытых, если честно, "Запрещенных барабанщиков" составлен из песен военных лет и небезуспешно маскируется под дань памяти подвигу дедов. Альбом вышел к 9 мая. На обложке изображен бравый солдат с гармонью и при орденах — боец Красной армии Александр Родионович Пивторыпавло; его редкая фамилия совпадает с фамилией солиста "Запрещенных барабанщиков". В трек-листе - "Синий платочек" (инструментальная версия), "Если завтра война", "Пока убийцы ходят по земле" и "Два Максима". В манере исполнения — сдержанная гордость и скупой трагизм. В то же время других альбомов "Запрещенных барабанщиков" в ближайшее время не предвидится — с собственным материалом у музыкантов явные проблемы, поэтому остается использовать песни времен сотрудничества с поэтом-песенником Иваном Трофимовым, разбавляя их кавер-версиями. В принципе, вслед за военными композициями можно перепеть блатные или там, например, детские или советские. Песен хватит надолго, но новой "Убили негра" среди них уже не попадется. Буду рад ошибиться, если что.
Восприятие военных песен в исполнении "Запрещенных барабанщиков" тоже будет неоднозначным. Ростовский ансамбль, тяготеющий к ритмичному цинизму, назовем это так, не отказывается от своей манеры и в патриотических композициях. Тем, кто мало знаком с творчеством "ЗБ", может показаться, что Пивторыпавло и Ко держат в карманах по огромной фиге, постоянно сваливаясь в некое приблатненное звучание. На самом деле никакого глумления здесь нет — группа просто поет, как может, а гибкость подхода не входит в число ее добродетелей. Как к этому относиться, каждый решит сам.
"Запрещенные барабанщики" же вполне отдают себе отчет в своих узких местах, что и нашло отражение в подборе материала. Ведь что такое песня времен Великой Отечественной войны в понимании поколения, помнящего сороковые-роковые только по рассказам дедушек и по фильмам? Это либо бравурно-патриотические произведения а-ля "День Победы", либо тихие печальные песни вроде "Землянки" или "Белорусского вокзала". Иные пласты до наших времен практически не дошли — и вот именно в них и порылись хорошо "Барабанщики". Приблатненность упоминалась выше не случайно — в трек-листе встречаются шуточные песни времен войны, а также народные, а точнее сказать, дворовые композиции и почему-то "Кукарача". "Партизанская борода" повествует про заросшего бойца ("Вот когда прогоним фрица, будет время, будем бриться"), которого волнует только то, что "партизанские медали закрывает борода". Кто награждает лесных партизан медалями, авторы песни не поясняют. "С Берлинского кичмана" - своего рода кавер-версия блатного стандарта "С Одесского кичмана", подточенного под реалии Второй мировой. Кроме военного шансона, "Запрещенные барабанщики" перепели и почти забытые песни, отличающиеся особой жестокостью и натурализмом. Это потом, когда поколение сменилось, День Победы стал элегическим "праздником со слезами на глазах". На войне же пели просто и сурово: "Бей врага, где попало, бей врага, чем попало. Много их пало — а все-таки мало. Мало их пало — надо еще!" ("Партизанская тихая"). В не очень эмоциональном исполнении Виктора Пивторыпавло слова эти пробирают прямо-таки до костей.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia