ЮРИЙ ГРЫМОВ: "ЧУЖИЕ" - ШАГ В ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ"

"Кстати, я и во время съемок в Египте на своей шкуре почувствовал, что необходимо вести себя аккуратнее. В России на людей надо прикрикнуть, чтобы те зашевелились и начали работать, а на Востоке без нужды голос лучше не повышать. Агрессия не останется без реакции, это точно. У нас на съемочной площадке возник конфликт: российский член группы наорал на местных, когда те что-то не сделали в срок. В принципе наш человек был прав. По сути, но не по форме. В итоге россиянина пришлось срочно отправлять на родину: египтяне дали понять, что не будут впредь с ним работать, более того, не гарантируют его безопасность… Шутки шутками, но я никогда столько не целовался с мужчинами, как на тех съемках. На картине, кроме меня, было еще шесть арабских продюсеров, утро начиналось с того, что мы встречались и лобызались в обе щеки. Ритуал повторялся после обеда и вечером перед прощанием... И так день за днем".
(ОБ АНТИАМЕРИКАНСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЛЬМА)
"Ошибаетесь, никто не собирался снимать антиамериканский фильм. Мне многое нравится в Штатах. В 1991 году я работал в Лас-Вегасе и даже думал задержаться там подольше, но получил интересное предложение из России и вернулся, посчитав, что в Америку всегда успею. Так что не торопитесь записывать меня во враги США. На проблему надо смотреть шире, говорить о столкновении разных культур, цивилизаций. Мы чрезвычайно мало знаем друг о друге, часто руководствуемся стереотипами, не стараясь заглянуть дальше фасада. Я сильно подсел сейчас на арабскую живопись. Там есть потрясающие художники, в России о них не имеют представления. Хочу в конце года открыть в Москве галерею и показать картины, которые удалось приобрести. Думаете, на Востоке сильно стремятся продать свои работы? Ничего подобного! Там полно самодостаточных людей, они вовсе не ищут признания где-то на стороне. Им и так хорошо".
(О ЗАПРЕТЕ "ЧУЖИХ" В АМЕРИКЕ)
"Не уверен, что под слухом о запрете "Чужих" есть реальные основания. Сначала информация появилась на арабских информационных сайтах, потом дошла до России. Мне тут же стали звонить из разных изданий, прося прокомментировать новость, но что я мог сказать? Сомневаюсь, будто в Штатах успели заметить нашу картину. Америке сейчас не до того - с ее финансовыми проблемами и выборами нового президента. На мой взгляд, мы несколько переоцениваем собственную значимость. По крайней мере кинематографическую. Дела с прокатом российских картин на Западе обстоят весьма плачевно. Да и в родной стране они идут немногим лучше. Новые фильмы задерживаются в кинотеатрах на неделю, потом их вышибает очередная премьера. Голливуд затоварил мир низкопробным ширпотребом, с ним трудно конкурировать, а у нас по-прежнему не введены квоты на показ отечественной кинопродукции, что давно сделано в цивилизованном мире".
(О СВОЕМ РЕЖИССЕРСКОМ ВЫБОРЕ)
"Психический мир человека существует между полюсами "да" и "нет". Людям свойственны сомнение, томление, бесконечный поиск. Мне вот говорят: "Ты занимался рекламой, производством клипов. Почему бросил?" Захотел проверить силы в другом, не останавливаться, а развиваться. Первое время комплексовал, жутко стеснялся, когда называли режиссером. Я начинал с Рербергом, оператором, который снимал с Тарковским "Зеркало". А я только делал первые шаги. Гоша очень бережно ко мне отнесся, передал потом Леше Родионову, работавшему с Климовым на фильме "Иди и смотри". Помню, был эпизод на съемочной площадке: я не знал, как называется штучка для защиты объектива от бликов. Мой ассистент не упустил шанс уколоть: "Вот дремучая молодежь пошла!" А Рерберг сказал: "Юра, не бери в голову. Туча народу знает, что это бленда, но они никогда не смогут снимать кино, а ты будешь". Для меня очень важны эти слова. Я еще иду к своему кинематографу. Надеюсь, "Чужие" - шаг в верном направлении".
(О ВКЛАДЕ АМЕРИКИ В МИРОВУЮ КУЛИНАРИЮ)
"Пузырь сдувается. Вы, к примеру, задумывались, какой вклад в мировую кулинарию внесли США за двести лет своей истории? Кетчуп, гамбургеры, попкорн и хот-доги. Все! Для меня это показатель. Как-то попал в Штатах в самый большой "Макдоналдс" в мире. Он был размером с футбольное поле. Представьте: сидит масса народу и жует одинаковый фастфуд. Все-таки в обычных ресторанах люди заказывают разные блюда, а тут все едино. Зрелище, скажу вам, одновременно отвратительное и страшное".
(О СВОЕМ ОТНОШЕНИИ К АМЕРИКЕ)
"Я воспринимаю Америку как своеобразный бизнес-проект. До поры до времени он был успешен, теперь прогорает. Сыгравший в "Чужих" одну из главных ролей Марк Эдам говорил мне: "Я патриот Америки, люблю родину, но категорически не согласен с тем, что с ней сделал президент Буш".
(КАК ПОВЛИЯЕТ КРИЗИС НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ КИНОИНДУСТРИЮ)
"Пока в России экономически невыгодно делать кино. Дорого. На Западе дешевле. Надеюсь, положение изменится, спесь слетит с тех, кто ломит цены за аренду студий, обслуживание техники и оборудования. Встряски иногда полезны. И, разумеется, не только кинематографу, а обществу в целом. Может, на смену наемным менеджерам наконец-то придут настоящие хозяева. Первые стараются извлечь прибыль, в трудный момент снимают маржу и уходят, а вторым идти некуда, им надо добро спасать. И не стоит бояться, будто все остановится. Работа будет".
("Итоги", 11.11.08)