АЛЕКСАНДР Ф.СКЛЯР — "ПЕСНИ МОРЯКОВ" **
Долгое время две истории — "ва-банковская" и сольная Александра Ф.Скляра — шли параллельно. Ф. часто отлучался из группы, делал сольные пластинки, серьезно отличавшиеся от звучания "Ва-банка". "Неправильно заставлять моих дядек играть то, что я играю на сольниках", - объяснял Скляр. Потом он возвращался и мутил с "дядьками" что-то жесткое и агрессивное. На последнем, как оказалось, альбоме "Ва-банка" "Игроки и шпионы" Александр даже подснял руку с пульта управления и позволил музыкантам включить в пластинку несколько своих песен. После этого он почему-то пришел к выводу, что тема "Ва-банка" себя исчерпала, и эту историю прикрыл. Теперь есть только сольный Александр Ф.Скляр и люди, ему аккомпанирующие. Насколько постоянен будет их состав, покажет время. Что касается музыки, то выпущенный в новой ипостаси альбом "Песни моряков" сочетает в себе максимализм и откровенность раннего "Ва-банка" времен "Рок-котов" и любовь "сольного Скляра" к путешествиям, приключениям и жестоким романсам.
Почему это нельзя было сочетать в рамках "Ва-банка", непонятно.
Дело в том, что Александр Ф.Скляр, редкая умница и харизматик, никогда не являл собой идеал композитора и исполнителя. Да, он безупречный фронтмен, но довольно ограниченный в вокальных средствах певец. Среди его мелодий очень мало хитовых — недаром его лучшей (читай - самой известной и коммерческой) песней считается "Эльдорадо". Ну и вообще песен у него гораздо больше, чем мотивов к ним. Из-за однообразной исполнительской манеры в сольных альбомах Александра Ф. слушать возможно было главным образом тексты, да и они порядком утомляли. Понятно, что Скляру было скучно в рамках панк-рока и он старался расширить рамки — но получалось это довольно неуклюже: заявленная куртуазность упиралась в ярко выраженную тяжеловесную индивидуальность музыканта и разбивалась об нее. Групповое творчество "Ва-банка" эту проблему умело разрешить: Скляру приходилось подстраиваться под энергичный аккомпанемент и соответствовать ему — это выглядело более органично, чем виртуальные камзолы, в которые он вечно норовил обрядиться сольно.
Теперь маски сброшены: сольный Скляр — он и есть настоящий, основной, и не сказать, что это сильно порадует слушателя, за исключением верных поклонников А.Ф. Альбом "Песни моряков" почти полностью посвящен просоленной мужской романтике — контрабандистам, морякам и прочим резким в суждениях людям. Скляр с видимым наслаждением погружается в тему — по традиции забывая о мелодиях и пении. Это самый "текстовый" альбом Александра — он предлагает вслушиваться в слова и не сильно смущается корявости некоторых из них. Песни вроде "Я лечу", "Корабли не тонут" и "Шаман" звучат так тяжело, что заставляют вспомнить о временах "Учитесь плавать", но эта "альтернативность" слишком тягучая — она не бодрит, а будто связывает по рукам и ногам. В "Не реви" автор доходит до максималистского манифеста "не грусти, не п…ди, не жалей, не реви", а в заглавном треке поражает совершенно некуртуазной строчкой "а бабы все уходят в матеря". Весь этот эпатаж сначала вызывает неоднозначную реакцию, а потом, после кавер-версии "Мама, мы все тяжело больны" - вполне однозначную. Цоя не узнать, вместо классической басовой партии Скляр и компания наворотили какого-то электропсиходела — если это новое лицо артиста, то лучше верните нам старое. Оно в принципе проглядывает кое-где: например, в композиции "Предательство и контрабанда", выходившей на альбоме "Город Х", Александр Ф.Скляр так увлекается рассказываемой историей, что не вспоминает об усложнении аранжировки и делает ее вполне традиционной, много раз слышанной. Впрочем, и эта песня не позволяет отделаться от мысли, что в амплуа телеведущего или интервьюируемого музыкант выглядит более уверенно.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia