"АНАНАСОВЫЙ ЭКСПРЕСС: СИЖУ, КУРЮ": ДРУГ, ОСТАВЬ ПОКУРИТЬ ***

Сет Роген, увалень в костюме, разносит повестки в суд, безостановочно затягивается косяками, мечтает стать ди-джеем на радио и встречается с несовершеннолетней. Расслабленный Джеймс Франко, совсем как Брэд Питт в "Настоящей любви", целыми днями валяется на диване, безостановочно затягивается косяками и толкает дурь, но он "хороший и добрый драгдилер". Дэнни Макбрайд — скользкий жеманный тип, волею сценариста почему-то совершенно неубиваемый, тоже толкает дурь и — правильно! - безостановочно затягивается косяками. Эти три персонажа и изображены на постере к фильму. Со стороны кажется, что они добрые друзья, только что завалившие пару-тройку мафиози. Так оно и есть: "Ананасовый экспресс" - фильм не столько о вреде/пользе марихуаны, сколько о крепкой мужской дружбе, как бы двусмысленно и несвоевременно это ни смотрелось на экране.
Взяв за основу классику "торчковых" комедий про Чича и Чонга, команда продюсера Джадда Апатоу сняла довольно зрелищный и жесткий боевик, который сильно контрастирует с марихуановой релаксацией, в которой постоянно пребывают наши герои. Тут вам и война преступных группировок, и продажные копы, и драки с порчей мебели и унитазов, и перестрелки с трупами, и погоня, которую кинокритик Зельвенский назвал "поинтереснее той, которая открывает "Квант милосердия". Кажется, в какой-то момент режиссер забывает о том, что снимает не экшн, а пародию на него - так его увлекает сам процесс.
С шутками и гэгами сценаристы под тщательным руководством Джадда Апатоу справляются на "четверку" (хотя есть подозрение, что дубляж "съел" львиную долю юмора для тех, кто "в теме"). Это неудивительно - однажды найдя типажи вроде "сорокалетнего девственника" и великовозрастного раздолбая из "Немножко беременной" (как пела в свое время группа Morcheeba, "Everybody Loves A Loser"), Апатоу продолжает возделывать эту золотую жилу, внося в нее элементы неожиданности. Здесь же лузерам, которые обычно коротали время путем употребления легких наркотиков, приходится брать в руки оружие и сражаться с мафией. Но даже в самых провокационных ситуациях — когда, к примеру, им доводится продавать траву школьникам или бить по лицу — о, как это неполиткорректно! — чернокожую женщину-копа, герои не теряют своего "кидалтовского" обаяния.
Самое, пожалуй, необычное в фильмах, сделанных на "фабрике" Апатоу, - то, что каждый из них снабжен простой и бесхитростной моралью. Причем мораль эта, несмотря на всю рискованность реплик и поступков героев, обезоруживает на раз-два. "Ананасовый экспресс" (а это, кстати говоря, необычайно экзотический и раритетный сорт травы, который постоянно курят персонажи) однозначно утверждает, что дружба — хорошо, наркотики — плохо, а если что-то нас не убивает, то нужно сменить дилера. С этим не поспоришь.
Денис Шлянцев, InterMedia