"ЦЕНТР" - "У ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО" ****
Василий Шумов — парадоксов друг. Человек умный, едкий, он всегда шел небанальными путями, которые приводили его в странные места — но в конечном счете он оказывался в выигрыше. Вопрос, зачем он уехал в США, давно уже сменился удивлением по поводу того, что ему удалось и там остаться очень важным для нашей сцены артистом. Одним из первых Шумов использовал интернет для работы над альбомами и их распространения — сейчас так делают практически все. Это было бы не более чем почетной строкой в биографии, если бы диски группы "Центр" оказывались пустышками — но они, почти 30 лет выходя ежегодно, по-прежнему точны и изящны. И это при том, что Василий — еще один парадокс — совершенно не умеет петь, а в аранжировках использует в основном синтезаторы. Довольно редко появляясь на родине, Шумов тем не менее в новейшем альбоме "У прошлого нет будущего" ставит ей столько диагнозов, что пластинка в принципе легко может заменить собой годовой труд сонма политологов и философов. То ли в связи с интеграцией России в мировую экономику и культуру диагнозы теперь для всех общие, то ли "голливудский Василек" из-за океана видит и понимает про нас лучше и четче.
Давно мне не попадался альбом, который почти целиком хочется растащить на цитаты. Даже у "Центра" давно не было такой концентрации бьющих в цель высказываний. Интонация Шумова неповторима: он не впадает в пафос или, напротив, в шутовство. Его ирония заключена в бесстрастность исполнения и подчеркнута туповатой навязчивостью электронных аранжировок. Остроумно оформлен буклет: на обложке репинские бурлаки тащат новорусскую яхту, а на развороте милицейский патруль проверяет документы у "Неизвестной" Крамского. Внутри есть и историческая справка по передвижникам, однако идея перемешать буквы кириллицы и латиницы кажется вкусовым ляпом — возможно, единственным в этой работе. Но довольно глазеть на картинки, пора послушать доктора Шумова, ставящего диагнозы, но не выписывающего рецептов. "Как бы мне приспособиться, когда крутом междоусобицы, как бы стать депутатом — самому себе назначать зарплату", - монотонно вещает он в треке "Непотопляемость", едком, почти пятиминутном гимне приспособленчеству. Песня с бодрым названием "Смена поколений" еще жестче: "Старые люди никому не нужны, старые люди — обуза для страны, после тридцати для вас двери закрываются, "смена поколений" это называется", - начитывает Василий под издевательский IDM. "Демократия супермаркета" - вроде бы предсказуемая зарисовка на тему "мир как супермаркет", но не без вкусностей вроде "я оплатил ее тележку, и мы пошли ко мне на ночлежку". Полна филологических радостей композиция "Эс.О.Вэ.О.Ка" - перечисление довольно безумных расшифровок аббревиатуры СОВОК (пример: "Сережа один, Витя один - кризис"). В "Амынет" Шумову помогают еще несколько голосов — в результате в треке разыгрываются опереточные страсти: "Я не в силах себя контролировать, когда другие делают такие деньги, - угрюмо начинает солист. — А я нет, а я нет, а я нет, а я нет!" "А мы нет, а мы нет, а мы нет, а мы нет!" - визгливо подхватывает хор. В "Черном списке" Василий Шумов опять отбрасывает свою фирменную флегматичность, призвав на помощь оперетту и тему "Без женщин жить нельзя на свете, нет": "Нам не прожить без черных списков, нет, в них радость жизни и побед успех, тут прослушка по душе и там, как солнца луч, приятны нам". В "Снова обманутых" автор добирается наконец до критики экономических законов, а в "Переименомании" прикладывает любителей пересматривать историю — сначала на примере собачьих кличек, а потом уже на цепочках вроде Рыбинск-Щербаков-Рыбинск-Андропов-Рыбинск. "Площадь народного героя переименована в честь врага народа", - констатирует Василий, но заканчивается диск не столь мрачно: почти "монтипайтоновской" сценой "Поиск истины-2" о допросе робота. Финальная фраза последнего — "Деньги — это мерило и смысл всего и вся".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia