Эдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФДуа Липа и Каллум Тёрнер помолвленыЮрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженилисьСветлана Устинова и Илья Стюарт стали родителямиИтоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и КологривыйСергей Полунин уехал из РоссииБывший муж Анны Седоковой покончил с собойСелена Гомес выходит замужНастя Ивлеева вышла замужРоберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»Хибла Герзмава стала наставницей шоу «Голос»Светлана Светикова станет мамой в третий разЮра Борисов номинирован на «Золотой глобус»Анна Седокова официально развелась с Янисом ТиммойМарк Эйдельштейн сыграет главную роль во втором сезоне «Мистера и миссис Смит»Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый раз

МИХАИЛ МАРГОЛИС — "ЗАТЯЖНОЙ ПОВОРОТ. ИСТОРИЯ ГРУППЫ "МАШИНА ВРЕМЕНИ" *****

"Амфора". Книга вышла в свет в январе.
Это далеко не первая книга о "Машине времени", но первый взгляд со стороны, претендующий на объективность. Андрей Макаревич в своих изящных автобиографических книжках воспользовался правом не писать о том, о чем не хочет — показав себя тонким и остроумным автором и обойдя большинство спорных моментов. Скандально уволенный из группы Петр Подгородецкий родил довольно лихой ответ "Машина" с евреями", представляющий собой сборник баек о "машинистах" и наездов на Макаревича. ВсЈ это читать было весело, но ни один из вышедших томов не претендовал на право называться историей группы. Между тем, коллектив, готовящийся отметить 40-летие, на выпуск творческой биографии претендовал давно. Теперь она есть.
Михаил Марголис добровольно отказался от роли рассказчика и тем более судьи. Он в "Затяжном повороте" - модератор, вовремя дающий слово тому или другому участнику "Машины времени" либо свидетелю описываемых событий. Авторские ремарки присутствуют в очень скромном объеме и в основном в виде уточняющих вопросов. Выступая в амплуа острого интервьюера, а не делающего окончательные выводы повествователя, Марголис добивается максимально полной картины: практически каждое высказывание неоспоримого лидера Андрея Макаревича корректируется либо даже редактируется его коллегами. Объективность здесь складывается из суммы субъективностей. Надо отдать должное автору — он опросил всех, кого возможно; честно пытался даже найти Кавагое и Зайцева — первый умер незадолго до подписания "Поворота" в печать, о найденном теле второго сообщили уже после подписания. К слову, уже в самом начале Михаил Марголис просит учесть, что "все высказывания о Каве на страницах этой книги сделаны до его смерти". Ремарка не лишняя, если учесть, что Кавагое на означенных страницах в основном ругают. Достается и Зайцеву, и, разумеется, Подгородецкому. К чести последнего, он с Марголисом встречаться отказался, заявив, что после "Машины" с евреями" "больше этой темой не интересуется" (а ведь мог бы еще немного потеребить свою обиду); впрочем, в своей книге Петр Иваныч высказался настолько громко, что нынешний летописец не испытал дефицита в его цитатах. Тема пресловутого увольнения Подгородецкого неизбежно всплывает в книге, но никакой ясности относительно истинных причин этого кадрового решения по-прежнему нет. "Мы никогда не говорили и не скажем, почему на самом деле расстались с Петей", - говорит дипломатичный Кутиков. Нынешний клавишник Державин считает, что Подгородецкий для "Машины" был "чересчур пианистом", поэтому его и заменили. А Макаревича при упоминании Петра Ивановича вновь начинает трясти, и он без обиняков называет Подгородецкого "свиньей".
Как мы видим, несмотря на приближающийся сороковник, "машинисты" не утратили душевного неравнодушия. Из высказываний музыкантов можно вывести куда более любопытные психологические портреты, чем если бы Михаил Марголис вздумал сам их нарисовать. Вот Александр Кутиков — в амплуа не хриплого и страстного исполнителя "Поворота", а рассудительного издателя и саунд-продюсера "Машины". Вот Евгений Маргулис, хитрован и одновременно пофигист, имеющий на все свое перпендикулярное мнение. Вот надежный молчаливый Валерий Ефремов, сказавший для этой книги больше слов, чем, кажется, дал интервью за три десятка лет в группе. Вот Андрей Державин, со сдержанным юмором относящийся как к своей прошлой карьере поп-звезды, так и к нынешней службе в заслуженной группе. А вот и Андрей Макаревич, самый интересный экземпляр. Лидер "МВ" доверял автору как старому знакомому, но явно опасался за дело, финальный результат которого зависит не от него. Резкие ноты в терпеливых ответах Андрея Вадимовича придают им особый шарм; Макаревич много в этой книге матерится, причем иногда не для того чтобы подчеркнуть дружелюбную атмосферу общения, а попросту от нервозности. Живой, непростой человек — это передано очень четко.
Замечателен подбор фотографий: мало того что их много, так они еще и точно иллюстрируют текст — в подписях к снимкам много цитат из высказываний на соседних страницах. Михаил Марголис отказался от ущербной идеи мерить вехи биографии "Машины времени" выходящими альбомами и вообще не сильно зацикливается на датах. История группы разбита на десять глав-периодов: точности в цифрах нет, но никто не забыт, ничто не забыто. Наконец расставлены акценты в истории с переходом "Машины" в Росконцерт в начале 80-х. Зрелые рок-фэны до сих пор внутренне уверены, что группа тогда "продалась". А теперь представьте: вам почти 30, вы с успехом играете музыку, и вам поднадоела "романтика" подпольных концертов — отказались бы вы от возможности профессиональной самореализации? Вот то-то же. Марголис сумел даже раскрутить "машинистов" на обсуждение ранее абсолютно для них табуированной темы "секс, спиртное, рок-н-ролл". Обратите внимание ответы на вопросы типа "верным мужем тебя вряд ли можно назвать?" и "у вас, наверно, существовали свои друзья-врачи?" - узнаете о бурной молодости музыкантов. В то же время это ничуть не ностальгическая книга. Устами "машинистов" и их директора Владимира Сапунова автор очень убедительно рассказывает о том, какие творческие (и материальные, чего уж там) стимулы находит группа на сороковом году своего существования. Приятного чтения.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+