АНЖЕЛИКА АГУРБАШ - "ЛЮБОВЬ! ЛЮБОВЬ? ЛЮБОВЬ…" ***
Рецензировать амбициозный проект куда интереснее и приятнее, чем очередную бездушную коммерческую поделку. В случае с троекратной "Любовью" Анжелики Агурбаш на музыку Максима Фадеева (!) мы имеем дело именно что с амбициозной работой. Правда, амбиции создателей альбома немного не совпали, отчего они местами выглядят лебедем, раком и щукой, зато все так старались доказать что-то (каждый свое), что на радость слушателю записали очень неравнодушную пластинку.
Чего добивались Анжелика и ее муж и инвестор Николай Агурбаш? Думается, того, чтобы в рецензиях на альбом как можно реже звучала слово "колбаса". Это, пожалуй, достигнуто. "Колбаса" прямо сейчас будет упомянута единственный раз: средства владельца предприятия "Мортадель" в этом случае были вложены очень удачно. Я давно ратую за то, чтобы богатые люди, мечтающие сделать своих спутниц поп-звездами, вкладывались не в идиотские клипы, а в качественный музыкальный материал. Может, свою роль сыграло то, что Лика была белорусской поп-звездой и до знакомства с Агурбашем — как бы то ни было, идея заказать альбом у Фадеева оказалась очень здравой. Собственно, каждый, кто видел преображение Кати Лель, вынужден отдать должное продюсеру и композитору, способному даже текст про муси-пуси сделать стильным. Не у всех, правда, хватает ресурсов на оплату фадеевских услуг, но "Мортадель" тут стал счастливым исключением. И всяко лучше заплатить Фадееву, чем Юдашкину, в немыслимо дорогом и безвкусном платье от которого Анжелика Агурбаш не сумела преодолеть барьер полуфинала "Евровидения-2005".
Впрочем, деньги — это еще не всЈ. Максим Фадеев, работая над этим альбомом, словно задался целью опровергнуть мнение о себе как о дорогостоящем гипнотизере от поп-музыки, умудрившемся из пары мотивов слепить два десятка хитов для разных исполнителей. На диске Анжелики Агурбаш композитор поражает разнообразием используемых жанров и мелодических приемов. Пусть большинство этих подходов мы уже слышали у других подопечных Фадеева, обнаружившаяся широта его творческого диапазона все равно поражает. Да, песни "Слышишь, я так тебя люблю", "Я брошусь в поток", "Нелюбимая" и "Моя любовь" в каком-то роде являются отголосками песен "Улетай" Кати Лель или "Дыши" "Серебра", но, во-первых, там куда богаче и разнообразнее припевы, а во-вторых, остальные треки диска не имеют с перечисленными практически ничего общего — хотя мало кто удивился бы, если бы Макс Фадеев просто растиражировал эту свою стильность. Но нет: "Голуби" звучат тревожно и драматично, а песня "Любовь! Любовь? Любовь…" по пафосности своей просится в репертуар Софии Ротару. В "Розе на снегу" Фадеев не брезгует вульгарными кабацкими интонациями, а в припеве разнузданно-попсовой "Почему" обнаруживается мелодическая цитата из песни "Ты станешь взрослой" группы "Лицей". Кроме того, продюсер заставляет певицу сыграть на поле Глюкозы (песня "До свидания, Дима" с отменным юмористически-театрализованным фрагментом "Ты думал, что я за тобой побегу? — Щас!") и выступить в жанре пародийного кабаре в "Милом О.О.". Да и сама идея с двумя дисками, второй из которых содержит ремиксы, перекликается с дилогией еще одной фадеевской артистки Линды "Песни тибетских лам"/"Танцы тибетских лам".
Вот только на фоне этих попыток совместить порой несовместимое слегка теряется сама Агурбаш. Сложно слушателю понять, в каком из жанров искать настоящую Анжелику, ведь зритель влюбляется в певиц отнюдь не за разносторонность. К тому же, следуя за композиторскими амбициями, Анжелика Агурбаш почти не демонстрирует свои вокальные данные. Они, как мне помнится, например, по белорусским альбомам певицы, довольно недурны, но на бенефисе Максима Фадеева случая проявить их практически не предоставилось.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia