СБОРНИК "НАУБУМ" **
Трибьют к 25-летию группы "Наутилус Помпилиус" должен был стать куда более громким событием. Шутка ли — классические песни Вячеслава Бутусова перепели мэтры и рок-таланты среднего поколения, а во второй диск вошли хиты "Нау", перезаписанные нынешней бутусовской группой "Ю-Питер". Вспомним, какой резонанс вызвал проект "Кинопробы" на основе наследия Виктора Цоя. Но с "Наубум" вышел если не пшик, то близко к этому: не очень внятный концерт в честь 25-летия "Помпилиуса" и довольно ординарный трибьют, не ставший событием и забытый почти сразу после релиза. Возможно, важную роль в этом сыграло, мягко говоря, неоднозначное отношение Вячеслава Бутусова к своим ранним песням, возможно, некие недоработки инициаторов проекта. Но об отношении солиста "Нау" к песням "Нау" мы поговорим чуть ниже, а пока отметим успехи и неудачи коллег на поприще перепевания этой музыки.
Лежащий на всем проекте налет необязательности не позволяет подметить какие-то глубокие тенденции, но в глаза бросается неубедительное выступление ветеранов и уверенные выходы "Смысловых галлюцинаций", "Торбы-на-Круче" и "Ночных снайперов". Отнесясь к первоисточнику с видимым уважением, перечисленные творцы снабдили соответственно "Падал теплый снег", "Всего лишь быть" и "Колеса любви" своими аранжировками, позволившими очень известным и вполне узнаваемо исполненным песням заиграть новыми красками. Некоторые участники трибьюта сделали ставку на оригинальность: остается снять шляпу перед франкоязычной версией "Взгляда с экрана" от "Воплей Видоплясова" и выразить недоумение выпендрежем "Ундервуда", за каким-то лядом поменявшего мелодию в "Стриптизе". Что хотели сказать Найк Борзов и "Мумий Тролль", выбравшие довольно малоизвестные вещи "Нау", осталось неизвестным. "Пикник" предсказуемо авторизовал единственную кормильцевскую песню про вампира. А вот "Алисе", "Машине времени" и Насте Полевой участие в трибьюте уважения не добавит. Полева откровенно испортила нежную "Джульетту" своей неказистой старательностью, Кинчев сделал из "Отхода на север" рокочущий, а по сути самопародийный "алисовский" зонг, а "Машина времени" вообще сотворила нечто странное: отметилась на диске, дала спеть по куплету трем из пятерых своих участников — и ни один из них и на 20% не совпал с безнадегой и страстью, которые звучали в "Скованных одной цепью" двадцать лет назад.
Так, а что же Бутусов и "Ю-Питер"? Вячеслав Геннадьевич долго не давал себя уговорить даже на разовое воссоединение "Наутилуса Помпилиуса", и эта позиция вызывала уважение. Мало кто из музыкантов так решительно отказывается кормиться на прошлых успехах и предпочитает сосредоточиться на настоящих и будущих. Тем не менее воссоединение состоялось, и уже не один раз — после чего отношение Бутусова к своим старым хитам стало прямо-таки трагическим. Судя по всему, он осознал, что вот эти песни, от которых он так яростно отбивался, навсегда останутся его вершиной. Что ничего сравнимого он уже не сделает, хотя и будет все время пытаться. Из этого осознания, похоже, и родился диск "Mutatis Mutandis", где "Ю-Питер" играет песни "Наутилуса". В этих версиях есть и ирония, и горечь, и откровенные издевательства над своей молодостью: Бутусов обрывает знакомые проигрыши на полуноте, включает эффект заедающей пластинки, делает для "Хлоп-хлоп" аранжировку в духе группы Red Elvises, играет "Шар цвета хаки" как псевдоджаз, кладет на электронную подложку "Взгляд с экрана" и вообще всячески демонстрирует уровень своей нынешней группы. Все тщетно, если главным для слушателя остается бережно сохраненное в "Алене Делоне" саксофонное соло Алексея Могилевского, пусть и исполняет его теперь Иван Неклюдов. А коли так, новое прочтение теряет смысл: эти песни мог петь только 20-летний, в крайнем случае 30-летний Бутусов, нынешний уже просто не способен воспроизвести то настроение, тот нерв, благодаря которому музыку не очень уверенных в себе свердловских парней когда-то запела вся страна.
Главная практическая польза трибьюта содержится в его буклете — там Вячеслав Бутусов вспоминает всякие истории, связанные с созданием той или иной песни. Читая их, рекомендуется завести не этот альбом, а старые пластинки "Нау" - и приблизиться к состоянию гармонии.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia