"ФАБРИКА" - "МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ" ***
Новый альбом группы "Фабрика" одновременно является сборником ее лучших песен. Это совершенно нормально для российского шоу-бизнеса эпохи высоких цен на нефть — и деятельность "Фабрики" является своеобразной квинтэссенцией продюсерских технологий этого периода. Согласно данным технологиям, для артиста, будь он дикорастущим талантом или конвейерным изделием "Фабрики звезд", не нужно сочинять много песен и забивать ими альбом за альбомом. Для того чтобы продавать своего подопечного на корпоративы (в изобилии проводившиеся в докризисную эпоху, когда некоторым людям было реально некуда девать деньги), достаточно снабжать его одним хитом в год. Ежели получается двумя — то это ваще: лишняя десяточка в гонораре и негласное звание лучшей группы в своем сегменте. Нужно отметить, что продюсер Игорь Матвиенко почти ко всем своим артистам относится с нежностью и "план по валу" часто перевыполняет. Девичье трио "Фабрика", выпущенное с самой первой "Фабрики звезд" (правда, в виде девичьего квартета) еще в 2003 году, на протяжении всей своей успешной карьеры пользовалось особым расположением Игоря Игоревича. Группе достался от щедрот продюсера и композитора десяток хитов, ставших практически всенародными; Матвиенко не жадничал, вставляя в мелодии "Фабрики" самые вкусные ноты Игги Попа и Саважа; в годы, когда клипы почти перешли в разряд интернет-развлечений, девушек фабричных снимали в ярких, остроумных и креативных роликах (и активно крутили их на общедоступных музыкальных каналах). И участницы (кроме своенравной красавицы Маши Алалыкиной, сбежавшей из группы и в поисках себя принявшей мусульманство и имя Марьям) продюсера не подводили: танцевали хорошо, пели аккуратно, "звездили" в меру — словом, ничего, что от них зависело, не испортили.
А то, что единственный номерной альбом вышел пять лет назад, поклонников группы вряд ли расстраивает. "Мы такие разные", где нет ни одной незнакомой песни, порадует "фабричную" публику куда больше, чем гипотетическая пластинка с новинками. Куда там Бьянке с ее "русским народным арэнби" - Матвиенко сделал из "Фабрики" флагман русского народного попса, в котором просторечные текстовые обороты компенсируются стройностью ног и молодым задором, а нарочитый китч — неожиданно дивными мелодическими приемами вроде того, что звучит в "Романтике" под слова "но однажды все равно найдет она его". Некоторые песни, конечно, до заданной планки не дотягивают — как, например, "Лелик", неведомо зачем унаследованной у "Девочек", раннего неудачного девичьего проекта Игоря Матвиенко. Зато, скажем, "Малину" "Фабрика" поет лучше "Иванушек" - у девушек вокальная пронзительность кажется более оправданной. Но и своих "величайших хитов" у группы достаточно — их можно не только послушать, но и посмотреть в прилагающемся DVD с восемью клипами "Фабрики". В ролике "Про любовь" группа еще квартет, а остальные видео иллюстрируют актерское развитие трио — если сначала клипы скорее видовые, то в "Не виноватая я" и "Романтике" Саша, Сати и Ира уже показывают характеры и самоиронию.
Но вы знаете, очень сложно избавиться от мысли, что этот достойно изданный альбом может стать для "Фабрики" итоговым, прощальным. Если для бойз-бэндов в нашей стране сорокалетний возраст солистов, как выясняется, не помеха, то в случае девичьих проектов возрастной ценз более чувствителен. "Девушки фабричные" не стали хуже выглядеть, однако их продюсер, похоже, слишком увлекся "Мобильными блондинками". Иначе чем объяснить тот факт, что за прошлый год Матвиенко не написал для "Фабрики" ни одного настоящего хита, а предлагаемая в этом качестве заглавная песня диска по настроению больше подходит группе "Любэ", а не девичьему трио.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia