АЛЕКСАНДР БАРЫКИН И DUB TV - "РАКЕТА С ЮГА" **
Среди поп-артистов Александр Барыкин считается самым большим любителем регги (хотя "Регги на телеге" спел все-таки Глызин). Группа Dub TV, охочая до коллабораций, после совместного альбома с Александром Лаэртским записала совместный альбом с Александром Барыкиным. Там есть как новые песни, так и старые — понятно в каких обработках. Dub TV играют настоящий даб и регги, а не попсовый. В музыке Барыкина найти регги легко, только если знаешь, что обязательно должен его там найти. У Барыкина есть юная жена Нелли, которая годится ему в дочери; она тоже певица; он помогает ей сделать карьеру, что выражается главным образом в совместном исполнении старых барыкинских песен. Dub TV известны в узких кругах. Барыкин давно перешел вершину своей популярности и идет вниз. Хотя замужество Нелли Барыкиной кому-то может показаться "по расчету", мы верим, что там есть любовь: потому что ну какой из сегодняшнего Александра Барыкина локомотив чьей-то известности?
Вот из таких слагаемых состоит альбом "Ракета с юга". Могли ли подобные части дать какую-то внушительную сумму? Видимо, могли, но с означенным диском дело обстоит ровно так, как с литературным стилем в первом абзаце этой рецензии — разрозненные, хаотично понадерганные факты складываются в довольно бессмысленную картину, которая не принесет славы никому из ее создателей. Dub TV не популяризируют свой излюбленный жанр. Барыкин не докажет, что его музыка имеет право именоваться регги. Нелли, видимо, действительно любит петь, но толком понять, каких высот профессионализма она уже достигла, записанный материал не позволяет. Если песни "никакие", в принципе и не важно, что за стиль исполнитель имел в виду. Что касается золотого барыкинского старья, то "20.00" в новой обработке не дотягивает даже до звания прикола. Да, она сыграна несколько по-другому — но никаких доказательств того, что "по-другому" стало лучше, музыканты не приводят.
Если уж касаться жанровых определений, то большинство треков "Ракеты с юга" выдержаны в духе поп-регги, причем даже под чутким руководством лидера Dub TV Александра Антонова Барыкин то и дело забывается и выдает свой привычный, довольно усредненный продукт. Из-за этого возникает ощущение, что обильное использование расслабленных возгласов про Джа и растафара, а также географических названий "Джамайка" и Кингстон и слабой доли служит тут исключительно в качестве искусственной напоминалки, зачем, собственно, все собрались. Пожалуй, только заглавный трек (авторства Александра Антонова) как-то оправдывает всю затею — тут и вполне себе регги, и голос Нелли звучит красиво и уместно, и сам Барыкин вроде как не лишний. Лишним певец и композитор оказывается, когда пытается повторить это самостоятельно. Но тут ведь как: столько ни пой про Джамайку, без искренности регги не получится; у Барыкина же выходят стандартные поп-рок-песни образца начала 80-х — что сегодня звучит довольно нелепо. Тексты типа "чайник закипел, мой волшебный чайник, на столе стоит золотистый мед, чайник закипел, значит, всЈ нормально, значит, над землей солнышко встает" тоже не производят впечатления естественности. "Рыбка", "Сбежало молоко" и "20.00" в обновленных версиях лучше всего характеризуются модной идиомой "ниачЈм". Довершает эту странную во всех отношениях работу произведение Александра Антонова "Good-Bye, Kingston" с заунывными фрагментами из "Прощай, любимый город" - но этот трек по крайней мере можно провести по ведомству прикола. Остальные и до этого не дотянули.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia