НАСТЯ ЗАДОРОЖНАЯ - "12 ИСТОРИЙ" **
Лучшее в этой пластинке — конечно, фотографии Насти Задорожной в буклете. Они внушают уверенность в том, что девушка не пропадет и в кризис. Пухлогубая, глазастая, крепко сбитая блондинка — идеальный вариант на роли доярок и деревенских секс-символов в сериалах недалекого будущего. Когда гламур совсем кончится, о чем будут снимать кинематографисты? Наверняка о колдовской любви доярки из Хацапетовки к молодому агроному. Возможно, еще о ткачихах в сексуальных рабочих халатах и косынках. В любом случае Настин типаж будет востребован. Проблемы же в этих кинопроизведениях явно будут затрагиваться более приближенные к реальности, чем интересы героев сериала "Клуб". Ведь чем отличались последние предкризисные годы? Большими и легкими деньгами, которые надо бы потратить на что-то не очень нужное. Вся псевдогламурная культура, весь российский арэнби — самый бессмысленный из музыкальных жанров — выросли из ленивого желания чем-то заполнить этот вакуум. Обвешаться побрякушками, погнаться за нелепой модой, оставлять в клубах за ночь две учительских зарплаты — подобный образ жизни как минимум оглупляет. Кризис может предложить арэнби-молодежи более осмысленные цели — да хотя бы заработать на то, чтобы опять тупить, как раньше. Если захочется снова тупить.
На этом альбоме кризис не отразился, поэтому "12 историй" устарели еще до выхода. Пластинка тщательно делает вид, что все идет, как раньше. Возможно, на момент записи так и было — но слушая это сегодня, удивляешься, на какую ерунду тратит свой талант Настя Задорожная. Получая в декабре завоеванный певицей приз "Рекордъ" за лучший дебют, представители компании "Монолит" назвали Настю трудоголиком. "12 историй" не противоречит этому званию: работа действительно проделана колоссальная, одних только дуэтов семь штук, но по большому счету все это свелось к воспеванию стразиков как символа недавнего прошлого. Гламурные рэпперы тревожно бормочут что-то свое, Лигалайз обличает шоу-бизнес, зарифмовав самые банальные представления обывателя о его устройстве, а среди не-дуэтов Насти есть песни о танцовщицах гоу-гоу и подруге-предательнице, которую ждет страшная месть ("берегись, подруга, я накажу тебя, сука"). Получился такой альбом для подростков, которых интересует в основном пустота. Задорожная и ее команда честно пытались как-то разнообразить эту пустоту, но вышло не очень убедительно. С рэпперами контакта не получилось: в этих дуэтах они говорят, Настя поет, и любую составляющую из данных номеров можно безболезненно убрать. Настя и сама в паре песен применяет что-то вроде речитатива, но тут ее подводит смехотворность проблематики. В "Зиме" артистка заводит подростковые частушки с потрясающими воображение рифмами ("надеваю я носки, убегаю от тоски"), в "На газ" - рэп с восточным колоритом. Песни типа "Не подходи" и "Гоу-гоу" написаны с исключительным расчетом на хореографию: слушать их без видеоряда мучительно (впрочем, арэнби-танцы — тоже та еще услада для глаз).
Для будущего сборника "Бест оф Настя Задорожная" годятся две из двенадцати историй, две просто песни, без стразиков и рюшечек, без оглядки на заплывшие жиром и уже ушедшие годы. Как ни странно, это две довольно традиционные, можно даже сказать, эстрадные композиции про любовь. Правда, в треке "Нет ничего сильнее любви" все же чего-то не хватает — возможно, Батырхана Шукенова, дуэт с которым "Просто друзья" стал самым заметным событием альбома. Лишь в этих композициях есть шанс услышать Настю-певицу, а не Настю как символ гламурной скуки.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia