"БАХЫТ-КОМПОТ" - "САМЫЕ ЛУЧШИЕ ТЕЛКИ" ***
В последнее время Вадим Степанцов и "Бахыт-компот" издали несметное количество дисков — и порой сложно было разобраться, какие из них считать сборниками, какие переизданиями, а какие — новыми альбомами (потому как и в якобы номерных альбомах попадалось пять и более известных композиций). Более того, не прошло и двадцати лет (или прошло?), как Степанцов снял клип на свою визитную карточку — "Пьяную помятую пионервожатую". Столь пристальное внимание к своему наследию наводило на мысли о творческом кризисе. Нет, новые песни Вадим и Ко выдавал исправно, да и сайд-проект "Бедлам капелла" завел, не говоря уже об активной деятельности на посту Великого магистра Ордена куртуазных маньеристов — однако все это было довольно вторично по отношению к оставшимся в прошлом главным достижениям музыканта. Тем более что возможность сравнить старое с новым Степанцов публике охотно предоставлял, мешая в пластинках одно с другим. И вот наконец-то божий дар с яичницей расфасованы по разным полкам, и публика получает полноценный новый альбом "Бахыт-компота", без вкраплений отголосков славного прошлого. Некоторую путаницу, правда, привносит в релиз довольно свежий каприз Вадима, пожелавшего теперь называть свою группу "Бах.компотом", в связи с чем буквы "Ы" и "Т" на обложке существуют несколько отдельно: но прочитать их все-таки можно, а значит, бренд сохранен и будет узнан поклонниками.
Подборка новых песен фэнов не разочарует: это всЈ тот же "Бахыт-компот" с остроумными неполиткорректными текстами, разнузданными мелодиями, хриплым, но задорным вокалом Вадима Степанцова и постмодернистским отношением к мировому музыкальному наследию. Группа с азартной улыбкой и милой непосредственностью вплетает мелодические цитаты из великих предшественников в собственные песни, шулерски ловко смешивая ту самую яичницу с чем угодно (этот принцип в прошлом лег в идею названия альбома "Бог, клубника и павлин"). Меняя проказахский "бахыт" на русско-немецкое слово "бах" ("Бах", если угодно), Степанцов, возможно, намекает на серьезно возросший уровень своих инструменталистов: если раньше сопровождающий состав драл чужое с нахрапистостью ресторанных лабухов, то нынче "Бах.компот" делает довольно интересные аранжировки в широком стилистическом диапазоне. Узнаваемый "проблемный" голос Вадима в большинстве случаев умудряется соответствовать насыщенным инструменталам.
В "Самых лучших телках" Степанцов предлагает новую порцию циничных историй из нашей окружающей жизни, к тому же крайне любопытных с филологической точки зрения. "Мне ничего не снится" повествует о пагубном влиянии снов, "Полупустая дискотека" - о тайных мечтах юной одинокой девушки, "Сейшелы, банкиры, модели" - о тяготах отдыха на зарубежных курортах в плохую погоду, "Песня узника" - вклад поэта в русский народный шансон и т.д. От микса жанров и влияний у неподготовленного слушателя может голова пойти кругом. Так, в заглавной песне "Бахыт-компот" скрестил "Богемскую рапсодию" Queen с "Дискотекой Аварией" и "Девочкой-видением" Максима Леонидова. "Чурбано-латино" мешает чернушный текст с танго и гитарным соло в духе Карлоса Сантаны. Страдания нового русского на Сейшелах ("Сейшелы, банкиры, модели") сначала аранжированы в жанре элегии, а потом в виде пафосного гимна. В "Gute Nacht, meine Liebe" детские считалочки про медведей на суку положены на агрессивный дэнс-металлический ритм. Самый яркий трек альбома — "Эдик". Догадайтесь с одного раза, с каким словом рифмуется у Степанцова заглавный персонаж. Песня исполняется от лица доверчивой девушки, напрасно поверившей злокозненному Эдику в то, что он… как бы это… в общем, гей. Все это буйство сексуальных фантазий иллюстрировано запоминающейся лирической мелодией и фрагментом, где солист исполняет "Таганку" на мотив "I Will Survive".
Отдельно надо отметить оформление диска. Использование в кавер-дизайне живописи всегда выглядит свежо, а тут диджипак-коробка иллюстрирована сразу несколькими роскошными картинами Станислава Плутенко. Буклет-вкладыш при этом оформлен похабными карикатурами Сергея Корсуна, и только у "Бахыт-компота" такое сочетание не выглядит диссонансом.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia