"ЛЮМЕН" - "МИР" ***
Незадолго до выхода альбома "Мир" мне случайно попалась пластинка "Люмена" пятилетней давности "Три пути". Выяснил для себя, что изобразительные средства, которые использовали уфимцы тогда, сегодня практически не работают. Слушать то, что когда-то казалось чуть ли не глотком свежего воздуха, оказалось просто скучно. Протест и надрыв приелись, а тогдашняя лирика команды сейчас кажется излишне максималистской и не слишком изобретательной. Тем не менее "Люмен" по-прежнему интересен публике. Правда, как показал новый диск "Мир", музыканты взрослеют, а их зрители, видимо, не очень, поэтому "Люмен" развивается неторопливо, с оглядкой на вкусы своих слушателей. Вслушиваться в глубокие тексты публике, которая никогда не прочь поколбаситься, недосуг, поэтому слова должны быть такими, которые можно радостно скандировать вслух. "Люмен" справился с искушением довести свой протестный потенциал до открытой конфронтации с властью — никаких призывов бить ментов и свергать президента в их песнях так и не появилось. Но и до степенной созерцательной мудрости группа пока не доросла. Их третий путь — жесткость без былой лютости, протест без экстремизма, медляки без попсы. За коллективом чувствуется опыт и умение сыграть что угодно — но играет он по-прежнему в первую голову то, чего от него ждут.
Пластинка "Мир" берет с места в карьер: песня "Последний шанс" начинается так стремительно, будто "Люмен" стремится как можно скорее допеть что-то недопетое с предыдущего альбома. Тэм Булатов и Ко немедленно вступает в деловитые диалоги со своим зрителем, но в его призывах использовать последний шанс что-то исправить, пока не принесли повестку с неба, слышится нечто театрализованное. Надрыва человека, которому нечего терять, в голосе вокалиста хоть убей уже нет — место искренности заняло то, что можно назвать профессиональной сценической манерой. Впрочем, публика скорее всего будет орать эту песню хором, и в ее энтузиазме останется незамеченным нежелание вокалиста драть горло на разрыв. Песня "Вся вера и любовь этого мира" выделяется главным образом названием, тогда как сам трек оказался антивоенным зонгом, выполненным в предсказуемой для "Люмена" стилистике. В "Гонке" прослеживается немудреная философия: "Как бы я ни мчался, как бы я ни гнал — я все равно куда-то сильно опоздал". До конца песни лирический герой размышляет, стоит ли ему гнаться за успехом или это в жизни не главное. Ответ запрограммирован в самой мелодии, которая вопреки названию никуда не торопится. "Лабиринт" размашист и эклектичен — из него мог бы получиться сильный инструментальный номер. В "Словах" из поэта Булатова с удручающей неизбежностью лезет максимализм: "Слова больней железа и огня и через год всЈ так же мучают меня" - ну да, ну да, но страдания по поводу разящей и ранящей силы слов почему-то не кажутся искренними и рассчитаны в первую очередь на впечатлительных поклонников с мизерным жизненным опытом. А такую песню, как "Паспорт", на 14-м году существования группы слышать от нее просто неловко: "Паспорт, полис и ж/д билет, без них меня как будто бы и нет" - такой примитивный протест против регламентирующих нашу жизнь документов могла бы сочинить панк-группа, собранная семиклассниками.
Перечислять псевдонадрывные кричалки с "Мира" можно еще долго, но хочется отметить и более взрослые песни "Люмена" - те, в которых Рустем Булатов проявляет свой дар мелодиста и под которые не обязательно беситься. "Беги", "Секунда", "Ржавчина" и "Когда" относительно тихи, медленны — но в них есть нерв, тоска, тревога, которые выглядят куда более ценными и настоящими, чем "песни для слэма". Надеюсь, что именно по этому пути и пойдет в конце концов "Люмен".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia