"БИ-2" - "ЛУНАПАРК" ****
Группа "Би-2" к каждой своей новой концертной программе шьет специальные сценические костюмы — одинаковые для всех участников команды. Раньше подобным скрупулезным подходом отличался только "Несчастный случай" (и отчасти "Манго-Манго") — остальные рокеры, как правило, выходили на сцену кто во что горазд и в чем попало, иногда и в повседневной одежде. Это маленький штришок, лишний раз характеризующий "Би-2" как самых талантливых производителей коммерческого поп-рока в стране: в их бизнесе нет мелочей. Песни, саунд, продакшн, пиар, имидж, визуальная составляющая - до всего доходят руки у космополитов-трудоголиков и по совместительству даровитых авторов Шуры и Левы. Насчет оформления "Лунапарка" можно спорить: клоун на обложке напоминает сербского участника "Евровидения", а стилизация под полароидные снимки в буклете кажется слишком избитым приемом — зато креатив с использованием в дизайне буковок из скраббла следует оценить скорее положительно. Как бы то ни было, спорное оформление — лучше, чем дизайн из серии "ни то, ни сЈ": "Би-2" и в этом отношении верны себе. Участвуя в десятках коллабораций, музыканты постепенно сколотили продвинутую команду саунд-продюсеров, да и состав в "Би-2" сейчас едва ли не самый сильный в нашем роке. Андрей Звонков, Максим Андрющенко, Борис Лифшиц, Ян Николенко, наконец, — такой подбор инструменталистов тянет на супергруппу. Можно дискутировать, насколько этому уровню соответствует вокалист Лева — с другой стороны, к нему давно привыкли, его голос стал частью фирменного звука группы, да и девочкам он нравится. "Би-2" вообще славятся умением точно складывать кусочки пазла: если, например, в "Сплине" флейтист Яник Николенко сильно перетягивал одеяло на себя и практически полностью изменил звучание группы Александра Васильева, то в "Би-2" под чутким руководством Шуры и Левы флейтист именно что работает в ансамбле — добавляет свою краску, не пытаясь замалевать сверху нарисованное коллегами.
Недюжинные организаторские способности удивительным образом сочетаются в Шуре и Леве с необычайной творческой плодовитостью. На новом альбоме представлено более двух десятков новых песен — семь из них помещены на специальный бонус-диск, похожий на сокращенную версию "Нечетного воина-3" эконом-класса. Из приглашенных гостей в бонусе задействована Лена Кауфман с собственной песней, основным вокалистом стал Шура Би-2, а вообще появление дополнительного диска инспирировано, видимо, исключительно меломанским зудом музыкантов: мол, у нас вот еще какие песни написались, куда же их девать? При этом основной диск будет интересен не только поклонникам инди-рока, но и любителям "Мумий Тролля", "АукцЫона", "Нашего радио" и собственно "Би-2". В "Лунапарке" группа развивает свой фирменный стиль, причем сразу в двух противоположных направлениях. Диско-панк и синти-поп в музыке "Би-2" достигает каких-то неприличных для группы, ментально принадлежащей к рок-лагерю, высот беззаботности. Четыре первых песни альбома предлагают бездумно танцевать и вопить-подпевать: апофеозом становится хит "Муза" с дичайшей, но намертво прилипающей рифмой "моя муза из Евросоюза". Однако после этого "Би-2" резко меняют пластинку, чтобы стать чуть ли не самой задумчивой и печальной из групп современности: "Шар земной", манерный "Смертельный номер" - и новый красивый дуэт Шуры Би-2 и Юлии Чичериной "До утра", своеобразный приквел "Моего рок-н-ролла". До конца диска эти ипостаси будут сменять друг друга, как на американских горках (стремительные "Третий Рим" и "Черная река" - изобретательный "Тесла" - танго "Школа танцев" - вкрадчивые "Деревянные солдаты" - нежное "Christmas" и т.д.), и смешаются только в скрытом треке "Bowie": эта же вещь есть на альбоме в синти-поп-версии, а в финале она с изяществом превращается в тягучую балладу. Славя творческую креативность группы, отметим, что коммерческая хватка вновь не изменила "Би-2" - в радиохиты метит не меньше половины песен "Лунапарка".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia