"Оптимальный вариант" - "Рок и лирика" ****
Признаться, я с огромным трудом научился не путать группы "Оптимальный вариант" и "Последний шанс". Не знаю, почему, но их названия в моем сознании вечно сливались в единое целое. Может, дело в том, что обе команды никогда не претендовали на какое-то лидерство в русском роке, зато имели немногочисленных, но верных поклонников, исполняя нарочито немодную музыку. "Оптимальный вариант" - а здесь и далее речь пойдет только о нем, и никаких "Последних шансов"! — будто бы специально тщательно старил свои песни, чтобы они выглядели так, словно время навсегда остановилось где-то на рубеже 80-х. Поэтому творчество Олега Чилапа и компании крайне редко попадало в поле зрения рецензентского взгляда — ну что можно сказать про музыкантов, которые усердно тащат музыку назад? Такое отношение сохранялось, пока ко мне в руки не попал сборник "Рок и лирика" - свежевыпущенная компиляция лучших песен с нескольких последних альбомов "Оптимального варианта". Выяснилось, во-первых, что это исключительно комфортное слушание для тех, чье меломанское становление происходило в конце 80-х, а во-вторых, Олег Чилап и его упертое пристрастие к наивным хиппистским идеалам (в музыке, по крайне мере) заслуживают уважения хотя бы за бережное отношение к этим самым идеалам. Вот где сейчас меломан может проникнуться настроением, к примеру, раннего "Аквариума" или "Зоопарка", если иных уж нет, а те в своих стилистических изысканиях ушли так далече, что корней не держатся? А хотя бы на концерте "Оптимального варианта", который, подобно рок-н-ролльному Питеру Пэну, не взрослеет и не меняется - и ему это чертовски идет. Например, "Вальс" Олега Чилапа страшно напоминает прекрасную гребенщиковскую "Я не знаю, зачем ты вошла в этот дом", которую БГ давно уже не поет.
В сборник вошли композиции с пластинок "Шверинка" (1996), "Рыжий альбом" (1999), "Имэйлы" (2002) и "Гринвич" (2006). В принципе, эта информация является абсолютно лишней, ибо в творческой методе Чилапа никаких подвижек за это десятилетие не произошло. Ныне поэту полтинник, однако в его голосе невозможно заметить следов старения, а в новых текстах почти не появилось признаков брюзжания. Напротив, автор будто бы только укрепился в верности выбранному пути и уже по-взрослому дает еще больше блюзового настроения. Тексты "Оптимального варианта" отличаются редкой и качественной внятностью: слышно каждое слово, и даже если оно не отличается глубокой мудростью, все равно работает на создание правильного настроения. В целом новость о том, что в ХХI веке кто-то из музыкантов всерьез размышляет о проблемах, о которых последние лет двадцать размышлять как-то не принято, действует весьма утешительно. Ну кто еще будет сегодня старательно сравнивать Beatles и Rolling Stones? А для "Оптимального варианта" это по-прежнему важная тема. "Аквариум", "Секрет" и "Крематорий", отголоски которых явственно слышатся в музыке Чилапа, с тех пор убежали так далеко, что наверняка забыли, какими они были. "Оптимальный вариант" остался на том же месте; он не заработал при этом денег и славы, зато дает всем желающим возможность совершить бесплатное путешествие в молодость. Деревья тогда были большими, советские блюзы — кондовыми, а рок-н-роллы — слишком задумчивыми, чтобы под них танцевать. Сборник "Оптимального варианта" - апофеоз уютной предсказуемости, гомеопатической акустики и ностальгии без ворчания, выпущенный в нужном месте в нужное время.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia