Вячеслав Бутусов - "Из рая в рай" ****
На диске записан творческий вечер Вячеслава Бутусова, состоявшийся 16 декабря прошлого года в Алма-Ате, в Государственном академическом русском театре драмы им. М.Ю.Лермонтова. По словам музыканта, он не общался со зрителями в подобном формате уже 11 лет. Судя по удаче авторского вечера, Бутусов изрядно соскучился по такой форме. Почему именно Алма-Ате так повезло? Дело в том, что местные организаторы проявили большой энтузиазм в устройстве этого концерта. Но благодаря студии "Союз" на нем теперь может побывать кто угодно. И это тот случай, когда хронометраж в 130 минут ни разу не кажется чрезмерным. За лаконичной формой — артист, микрофон, акустическая гитара, пюпитр, записки — открывается такая бездна содержания, что только успевай впитывать. Даже не знаю, где еще можно увидеть и услышать столько откровений от 48-летнего интроверта Бутусова.
Концерт начался очень сдержанно — Вячеслав исполнял песни с альбома "Богомол" и широко улыбался, после каждого номера благодаря за не столь уж бурные аплодисменты. Артист очень хотел создать теплую атмосферу в зале, и довольно быстро ему это удалось: рассказывая про прежние визиты в Алма-Ату и исполняя редкие песни, никогда не звучавшие со сцены, Бутусов, практически не изменившийся внешне за четверть века своей публичной карьеры, растопил ледок — не только зрительский, но и собственный. В одной из первых записок из зала содержался вопрос: "Вы производите впечатление замкнутого неоткрытого человека. Таковы ли вы на самом деле или это сценический имидж?" Бутусов в ответ назвал себя "неартистом" и признался, что призван на сцену по непонятной для него самого причине. В этом не было никакого кокетства, однако весь концерт экс-лидер "Наутилуса Помпилиуса" доказывал обратное, небанально отвечая даже на самые предсказуемые зрительские вопросы. Порой Бутусов существенно расширял рамки спрашиваемого: рассказывал о воспитании детей (поучительная история о Софье и ремне), об общении с Борисом Гребенщиковым, о взаимоотношениях с религией, о группе "Кино" и т.д. Название программы "Из рая в рай" музыкант объяснил как метафору человеческой жизни, являющейся путешествием из рая теплой материнской утробы в рай, куда попадаешь после смерти. К слову, создатели фильма поторопились использовать философский настрой Вячеслава Бутусова и досняли за сценой еще несколько его содержательных монологов.
Музыкальная программа концерта оказалась под стать разговорной. Если посмотреть на трек-лист, можно предположить, что "хиты" были сгруппированы во второй половине выступления. Однако на самом деле программа выглядит вполне цельной — никто не заскучает и на редких песнях, и на композициях позднего периода: крики "Я хочу быть с тобой" давай!" на этом концерте смотрелись бы противоестественно. Бутусов прямо по ходу песни удивляется странности припева "Все, кто нес" и заменяет недостающие в лаконичном формате концерта инструментальные партии собственным голосом. С точки зрения музыки как искусства это, возможно, звучит где-то и нелепо — но лишний раз символизирует невероятную — особенно для Вячеслава Бутусова - открытость артиста перед его зрителем. Короткие авторские комментарии об истории создания некоторых композиций тоже работают на создание замечательной атмосферы.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia