Александр Ф.Скляр — "Песни моряков, часть 2" **
В соответствии с благоприобретенной традицией давать интервью не просто так, а "по поводу", многочисленные апрельские сеансы связи Александра Ф.Скляра с прессой были приурочены к выходу второй части "Песен моряков". Скляр — интереснейший собеседник, с ним можно общаться на абсолютно разные темы, но… все прочитанные мною за последние недели интервью начинались с обсуждения нового альбома. Потом разговоры выруливали на более интересные направления, Скляр был в ударе и много чего любопытного сообщил. Таким образом, тема альбома выступила в роли постылой обязательной программы, а все остальное оказалось вдохновенной произвольной. В ответах о "Песнях моряков" Александр Ф. был непривычно односложен, раз за разом объясняя, что с выпуском первой части "Песен моряков" он понял, что тема не закрыта: пришлось записывать продолжение, причем вместо композиций своего авторства в пластинку он включил кавер-версии чужих произведений о морях, моряках и портах.
Рассуждения о "нераскрытой теме" неспроста звучали так неубедительно. Можно ведь было и по-другому сформулировать: творческий кризис. Такие формулировки поневоле приходят на ум после прослушивания альбома. Продолжение концептуальной работы на деле оборачивается возвращением к старой шансонной истории "Боцмана и Бродяги" - даже "Я милого узнаю по походке" опять вошла в трек-лист. Кроме того, Скляр записал "В Кейптаунском порту", "Теплоход", "Мишку-одессита", "Девушку из Нагасаки", несколько относительно тематически подходящих песен Евгения Головина и т.д. Спору нет, что Александр Феликсович очень убедителен в воспроизведении чуть порочной просоленной романтики, которой должны быть пронизаны песни моряков. Однако сколько же можно эксплуатировать одну и ту же интонацию? И дворовые, и полублатные, и авторские произведения Скляр пропевает в собственной узнаваемой манере, которая, к сожалению, не подвержена никаким изменениям. Когда в своих сольных работах он развивал различные концепции, было по крайней мере интересно наблюдать за ходом поэтической игры и степенью пресловутого "раскрытия темы". Какую пищу для души дает сборник околошансонных "старых песен о главном", спетых и аранжированных в максимальной степени предсказуемо? Представьте, что в приморской таверне дает тематический концерт Александр Ф.Скляр с сопровождающим составом. ВсЈ! Слушать этот альбом вам теперь не надо: если представили, считайте, что вы его уже послушали.
Самое печальное, что невинной жертвой столь малоубедительного сольного высказывания стала закрытая Скляром группа "Ва-банкъ". Роспуск "Ва-банка" тоже сопровождался объяснениями о том, что надо идти дальше, что группа стала неким тормозом на пути творческого поиска лидера. Ну не знаю, "Ва-банкъ" умел играть жестко, плотно и драйвово, и раздумчивый баритон шефа иногда вступал в противоречие с инструментальной энергетикой. Теперь Скляр шансонье, ему откровенно по-кабацки аккомпанируют Рушан Аюпов, Александр Белоносов и Антон Хабибулин — и найти во второй части "Песен моряков" творческий поиск можно, только если насильно убедить себя в том, что он там есть. А вообще-то, когда слушаешь пластинку, кажется, что весь поиск свелся к натужному повторению приемов, которые когда-то приносили успех. Если дальнейшие творческие изыскания Александра Ф.Скляра продолжатся в том же духе, не удивлюсь, если они доведут его до дуэтов с Михаилом Шуфутинским.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia