"Агата Кристи" - "Эпилог" ****
Сначала я ознакомился с CD — бодрая такая "Агата", совершенно, по слушательским ощущениям, не предсмертная. Потом я посмотрел DVD "Эпилог", после чего вернулся к последнему совместному альбому братьев Самойловых, и впечатления от него стали еще более удивительными. Это, наверно, самый сильный в истории русской рок-музыки прощальный диск, материал с которого его создатели обещают никогда не использовать на концертах.
Если DVD, на котором записан документальный фильм Алексея Остудина об "Агате Кристи", выглядит красивым и богатым надгробием распадающейся группе, то под материал последнего номерного альбома хочется воскликнуть: "Смотрите, покойник шевелится!" Двухчасовая биография "Агаты" смонтирована крайне подробно и профессионально: авторы, похоже, ничего не упустили ни в истории группы, ни в попытках разобраться в причинах "развода". В отличие от массы халтурных рокьюментари, представляющих собой скучные воспоминания говорящих голов, здесь в изобилии представлены архивные кадры (обратите внимание на то, как Татьяна Веденеева объявляет выход "Агаты" на конкурсе "Ступень к парнасу", ну, и на экстерьер фронтменов образца середины 90-х, когда даже директор музыкантов называл их не иначе чем "мои Винни-Пухи"), небанальные интервью с экспертами и коллегами и откровенный "допрос" участников "Агаты Кристи". Когда кажется, что история рассказана и фильм движется к концу, Остудин возвращается к особо острым моментам — всенародному успеху "Опиума" (не принесшего Вадиму и Глебу Самойлову больших денег) и проблемам с наркотиками. Довольно жесткие воспоминания сменяются поучительным "реалити-шоу" из тура "Эпилог", в который с "Агатой" ездила съемочная группа, а затем подробно мотивируется необходимость распада и строятся планы на сольное будущее. Вот тут у зрителя может начать закипать мозг. Братья Самойловы рассказывают о своих творческих разногласиях, Михаил Козырев уговаривает публику и самого себя, что "все равно они родственники, так что обречены быть вместе" - но в гастрольных кадрах нет ни малейших признаков разногласий и тем более вражды. Музыканты уверяют, что "Агата Кристи" как проект, представляющий собой срез их культурных пересечений исчерпал себя и ведет в тупик — но поклонницы хором подпевают едва известной новой песне "В такси" и вообще репертуар "Эпилога" вопиет как раз об обратном, о волнующем творческом возбуждении Самойловых.
Ладно, будем считать эти 12 новых композиций автоэпитафией и громкими похоронами с веселыми покойниками. Песни Вадима и Глеба здесь строго чередуются, в чем можно с натяжкой углядеть некую дуэльную символику: на мудрую спокойную защиту старшего брата неистовый младший отвечает истеричными выпадами. Но на самом деле перестрелки нет — оба родственника почти в равной степени вековечат здесь образ "Агаты Кристи" как особы нервной, изысканной, слегка извращенной. Вместо выяснения отношений Самойловы скорее предлагают наглый финальный оттяг, в угаре которого простительно даже дурновкусие. Около половины песен — реальные хиты, рассчитанные на молодежно-максималистскую аудиторию: см. "В такси", "Эпилог", "Подвиг", "Разные люди", "Сердцебиение". По музыкальному настрою "Эпилог" чем-то напоминает "Опиум", а в текстах оба Самойловы оторвались по полной программе, превзойдя самих себя по количеству броских дикостей, которые явно будут по сердцу эмоциональным подросткам: "там, где подвиг, там и смерть, вариантов, сука нет", "упал моральный дух гостей, они похожи на свиней", "разные люди разные, разные люди заразные", "и над Кремлем, Пентагоном, рейхстагом я буду размахивать флагом и радовать всех своим факом".
Порадовав напоследок всех своим факом, "Агата Кристи" разошлась "по национальным квартирам". Если путь, приведший к созданию альбома "Эпилог", братья Самойловы считают тупиковым, ожидание их сольных работ становится интригующим: это ж надо каким-то образом переплюнуть собственную панихиду. Что особенно ценно, экс-лидеры "Агаты Кристи" настроены так решительно, что не побоялись публично заявить: они движутся дальше, и возвращение к старой группе и старым песням будет их личным творческим поражением. Ставки сделаны, и они высоки. Вариантов, сука, ноль.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia